<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1

Именно такая неполнота психологических теорий сыграла свою роль в развитии уже упомянутого формализма. Эта недостаточность могла бы стать хорошим поводом для реконструкции психологической теории, но случилось, напротив, так, что неверная концепция утвердилась в психологии, а в дальнейшем была использована в качестве основы «логической» теории познания, которая исключала любые ссылки на фактологический путь умножения знаний.

2

Лекция  С. Д. Дарлингтона о конфликте общества и науки на чтениях памяти Конвэй (London: Watts&Co., 1948).

Дарлингтон Сайрил Дин (1903—1981) — английский ученый, изучавший роль хромосом как ключа к механизму наследственности и эволюции.

3

Считается, что первые догадки о бактериях принадлежат не проектировщику каналов, но тоже человеку, далекому от ученого мира, — шлифовщику линз А. Ван Левенгуку, который случайно увидел их под своими увеличительными стеклами, а позднее придумал микроскоп для их изучения. Свободный кислород получил священник-унитарий, английский химик Джозеф Пристли, нагревая оксид ртути; он не первым изолировал его, но первым сообщил об этом миру в 1774 г. Теорию инфекций создал химик Луи Пастер; исследуя брожение, он открыл анаэробные бактерии и изобрел вакцинацию как средство профилактики инфекционных болезней. Принципы наследственности впервые были сформулированы учителем физики и естественной истории, чешским монахом И. Г. Менделем; он понял их, экспериментируя в свободное от школьных занятий время с гибридизацией растений в саду монастыря Св. Фомы. А теория эволюции — Чарлзом Дарвином, который в юности не интересовался ничем, кроме спорта, бросил учебу в медицинском колледже из-за того, что падал в обморок во время операций, с трудом закончил христианский колледж и, не найдя себя и на этом поприще, упросил кембриджских ученых взять его в кругосветное плавание на исследовательском судне «Бигль», где и стал натуралистом, а также приобрел экзотические болезни, которые навсегда обрекли его на кабинетный труд.

4

Это стоящая замена: достаточно вспомнить, что Ньютона некоторое время считали «философом», который «физического», как сегодня все еще принято называть, субъекта отделил от субъекта метафизического и нравственного. Даже последователи Ньютона считали, что его отступления от декартовской схемы принадлежат не сфере физики, а сфере «натуральной философии».

Ньютон Исаак (1643—1727) — английский физик, астроном, математик, который полагал, что философия должна придерживаться строго естественно-научных сведений о материи, о чем и полемизировал, в частности, с французским метафизиком Декартом.

5

Источник и начало (лат.).

6

Источником и началом (лат.).

7

Судья Холмс Оливер Уэнделл (1841—1935) — верховный судья США в 1902—1932 гг., философ-законник. Высказываниями о том, что юридические законы должны быть гибкими и ориентироваться на социальную потребность, снискал себе славу «великого диссидента».

8

Д-р Нитобеи д-р Оно — японские ученые, руководители Токийского императорского университета. Иназо Нитобе, президент университета, известен как «отец японского либерализма» и первый профессор этой страны, посетивший Америку по так называемому «обмену кадрами»; впоследствии активный деятель в Лиге Наций и Институте тихоокеанских проблем.

Глава I

Изменения в понятии философии

1

Драматическими лицами (лат.).

2

Огюст Конт (1798—1857) — французский философ, один из основателей позитивизма и социологии. Полагал, что человечество в своем развитии проходит три стадии: теологическую (религиозные представления о мире), метафизическую (философские представления о мире), позитивную (научные представления о нем). Поклонение божествам и прочим потусторонним силам, «отвечающим» за стихии природы, относится к теологической стадии, а понятие «веса» — к позитивной, поэтому бога веса у первобытных людей не было.

3

Платон в своих диалогах выстраивает иерархию профессий согласно типам знания. См., например, в «Законах»: «Военное искусство... по природе своей обязано больше мужеству, нежели мудрости. Искусство, именуемое врачебным, приносит пользу всем живым существам, однако... лишено надлежащей меры и полно смутных предположений» (Платон. Собр. соч. М.: Мысль, 1994. Т. 4 С. 441).

4

См. в «Государстве»: «Признаем ли мы необходимой для полководца эту науку, то есть чтобы он умел вычислять и считать? — Это крайне необходимо, если он хочет хоть что-нибудь понимать в воинском деле...» (Платон. Собр. соч. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 304).

5

Епископ Батлер Джозеф (1692—1752) — английский теолог и философ. Считал, что этические принципы историчны, и поэтому человек должен стремиться не к абсолютному знанию, а к разумному пользованию вероятностью как «путеводным началом жизни». Все лучшее, целесообразное ближе к истине, а значит, вероятней и предпочтительней (например, идея Бога, нравственная ценность и прочее).

6

Джеймс Уильям (1842—1910) — американский философ-прагматист, психофизиолог, определял философию как «наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать», способ смотреть на вещи как на «мое видение предметов».

Глава II

Некоторые исторические факторы философской реконструкции

1

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) — английский философ и политик; был членом парламента, тайным советником графа Эссекса, фаворитом и доверенным лицом королевы Елизаветы. Противопоставлял теологии идею о том, что знание начинается в опыте, а наука должна умножать власть человека над природой. Бэкон разработал механизм индукции — умозаключения от фактов к теоретическим положениям. Однако автором этого метода в логике является Аристотель, да и авторство конкретно-научных аспектов индукции, как пишет Дьюи, Бэкону также приписывают напрасно, поскольку сам он не проводил научных исследований.

2

Искусное, фантастическое и спорное знание у Бэкона соответствовало трем способностям человека — памяти, или накоплению информации (поэтому искусным объявлялось знание литературных источников), воображению и разуму. Разум прежде приводил ко вздорному знанию потому, что в эпоху античности и схоластики он руководствовался неверным методом.

3

Джон Локк (1632—1704) — английский философ-сенсуалист, полагал, что человек познает идеи и представления, составленные им самим, в процессе взаимодействия с миром. До этого сознание остается «чистой доской», а идей врожденных (о Боге или иных ценностях), то есть не подлежащих критике, по его мнению, не существует.

4

Речь идет о подзаголовке книги У. Джеймса «Прагматизм», впервые изданной в 1907 г.

5

Дьюи перечисляет гносеологические школы философии Нового времени, изучавшие характеристики человеческого познания мира, его условия, основания и пределы. Их исследования послужили стимулом для дальнейшего развития гносеологии субъекта, особенно в немецкой классической философии (Кант и др.).

Глава III

Научный фактор в реконструкции философии

1

Данте Алигьери (1265—1321) — итальянский поэт. «Драматическое изображение мира» — это прежде всего его «Божественная комедия», в которой преломляются теологические, философские, политические взгляды эпохи, а прототипами персонажей служат реальные современники.

2

«Диалектические разработки Аристотеля и святого Фомы» — учения этих мыслителей о перводвигателе и формах, которые затем в XIII в. использовались богословами для доказательства бытия Бога.

3

Человек-созидатель (лат.).

Глава IV

Изменения в концепциях опыта и разума

1

Де Кондильяк Этьенн Бонно (1715—1780) и Гельвеций Клод Адриен (1715—1771) — французские философы, одни из авторов знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Вслед за Локком они полагали, что единственным источником знания являются ощущения, и только они стимулируют человека к дальнейшему познанию и развитию.

2

Сантаяна Джордж (1863—1952) — американский философ и поэт, согласно которому гарантом реальности и ценности мирового устройства служит наша «животная вера» в него. «Какой ложный шаг мог завести британскую философию в ее изысканиях к столь неанглийским выводам, что даже те, кто считают, будто должны рассказывать нам о ней, делают это с опущенными глазами, множеством эвфемизмов и вполне уместным смятением или даже вовсе не будучи в силах понять те величайшие парадоксы, которые им приходится повторять? Это тот ложный шаг, на котором споткнулся Гоббс, который предпринял Локк в полном неведении о том, что творит, и который заставил кувырнуться через голову Беркли и Юма, — это допущение, будто факты известны нам непосредственно. На самом деле ни один из фактов, в который верит несгибаемый бритт, — а это подлинные факты природной и нравственной жизни, — не был бы известен ему, не обладай он опытным разумом и инстинктивной животной верой; ведь без этого наши чувства не имели бы ценности и не информировали бы нас ни о чем: коровы не видели бы травы, а лошади сена; они видели бы лишь зеленые или желтые пятна, подобно поглощенным собой эмпирическим философам... В поисках абсолютного знания факта, которое невозможно, они... углубляются в интуитивную область грез, в которой существуют только эстетические сущности», — писал Сантаяна в «John Bull and his Philosophers» (Тhе philosophy of Santayana. N. Y., 1953. Р. 352-353). «...Претензия доктора Фаустуса или Френсиса Бэкона на то, чтобы изменить человеческую жизнь, подчинив материю, никогда не увлекала общественное сознание. Религиозная традиция всегда существовала бок о бок с метафизической страстью» (Santayana G. The Idler of His Works and Other Essays. N. Y., 1957. Р. 29).

3

Микобер — персонаж романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд»; нарицательное понятие о нелепом оптимисте, в любом положении надеющемся на лучшую долю, но не предпринимающем для ее достижения надлежащих шагов.

4

Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ, в гносеологии которого ввиду относительности ощущений («...Качества, которые мы обычно называем чувственно воспринимаемыми, суть не объекты, а только впечатления, или образы, ощущающих существ») элементы сенсуализма сочетаются с рационализмом картезианского толка.

5

Правило большого пальца — то есть прихоть толпы или авторитета (в Древнем Риме поднятием или опусканием большого пальца публика и император решали судьбы гладиаторов).

6

Далее у Шекспира следует:«... то искусство, которое делает природу красивее, есть тоже детище природы» («Зимняя сказка», перевод И. Каншина).

7

Речь идет о психоанализе, где разум (эго) выступает как примиритель инстинктивных порывов и подавленных эмоций с суперэго — моральными принципами, которые индивиду внушаются с детства. Дьюи критиковал психоанализ за недостаточное внимание к социальной обусловленности психических механизмов.

Глава V

Изменения в концепциях идеального и реального

1

Брэдли Фрэнсис Герберт (1846—1924) — английский философ-неогегельянец. В отличие от Гегеля полагал, что совершенной духовной реальности не присущи противоречия, что она многообразна, но статична, и поэтому ее гармония доступна не диалектической логике, а непосредственному вчувствованию.

2

Святой Августин Аврелий (354—430) — христианский теолог, представитель неоплатонизма, религиозный интерпретатор платоновской.

3

Real-politik — идеология немецких либералов, сформулированная в 50-х гг. XIX века. Буквально: реалистическая, конкретная, ориентированная на существующие силы и факты политика. Образцом для ее приверженцев по сей день является внешнеполитическая деятельность Бисмарка, которому не было равных по умению чувствовать наиболее важное и полезное, нежелательное и возможное в этой сфере, использовать любые средства, не заботясь о морали.

Глава VI

Значение логической реконструкции

1

Лотце Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ; в основе его логики-понятие ценности, значимости «объективных мыслительных структур», которое делает их постижимыми для субъекта.

2

Бозанкет Бернард (1848—1923) — английский философ-гегельянец; сравнивал логику с духом всеобщего, считал ее ключом к абсолютной реальности, ценности и свободе.

3

Зевс — в греческой мифологии прародитель богов и людей, верховное божество на Олимпе.

4

Как солдаты (лат.; англ.).

5

Буквально: нечто третье (лат.), посредник.

6

Классы, или роды и виды, Локк относил к сугубо номинальным сущностям, в отличие от реальных, то есть тех конкретных общих черт в строении и качествах вещей, благодаря которым их объединяют под именем класса. «Вся тайна родов и видов, которая производит столько шума в университетах, а вне их вполне справедливо обращает на себя так мало внимания, — это лишь более или менее обширные отвлеченные идеи, снабженные именами» (Локк Д. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1985. Т. 1. С. 469).

Глава VII

Реконструкция в области моральных понятий

1

Высшее благо (лат.).

2

Казуистика (от лат. casus — случай) — в этике и теологии метод определения соответственно «степени» нравственности конкретных действий в конкретных обстоятельствах и «степени» связи человеческой жизни с религиозными догмами. Нарицательное понятие для ловких и мудреных логических ходов, затмевающих суть спора.

3

Бентам Джереми (1748—1832) — английский философ-утилитарист. Сторонник принципа полезности и удовольствия как критерия ценности идей и социальных действий (а в экономике соответственно сторонник принципа laisser-faire — невмешательства государства в сферу бизнеса и финансов) — в противоположность опоре на авторитет ipse dixit (греч. — «так сказал он»).

4

Сам сказал (лат.).

5

Об этой проблеме Аристотель подробно рассуждает в «Политике»: люди, способные только на физический труд, — это «рабы по природе», в отличие от людей, обращаемых в рабство при завоеваниях, то есть сугубо насильно, что несправедливо. «Рабы по природе», так же как и «свободные по природе», таковы при любых обстоятельствах, и их отношения воплощают собой незыблемую диалектику господства и подчинения. «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию» (Аристотель. Соч. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 460). На раба как на приобретение распространяется семейное, но не государственное правосудие.

6

Мелиоризм (лат. melioratio — улучшение) — доктрина, вбирающая в себя лучшие качества пессимизма и оптимизма: согласно ей, мир можно улучшить верно направленными человеческими усилиями. Она близка и другим прагматистам, в частности Джеймсу как автору «философии действия».

7

Счастливы владеющие (лат.).

Глава VIII

Как реконструкция повлияет на социальную философию

1

«Органическая» концепция общества — имеются в виду все те учения, в которых, начиная с Гоббса, механистическая теория общества как договора, контракта сменяется представлением о неразрывной связи общества и индивида, где последний понимается не как атом первого, а как его причина и результат (идеи Руссо, Гегеля, Дьюи).

2

Гоббс писал: «Вне государства — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность» (Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 1. С. 364).

3

Прудон Пьер Жозеф (1809—1865) — французский социалист; критиковал крупное капиталистическое производство, выдвинул идею «народного банка» для безвозмездного кредитования мелкотоварного производства.

4

Индивидуалистическая школа Англии и Франции в 18—19 вв. — идейное движение, опиравшееся на учение британских эмпириков о естественных правах и свободах людей, на практику Французской революции и государственного строительства северо-американских штатов, на экономические и политические доктрины А. Смита и Дж. Бентама. Реализацию «естественной гармонии личной воли» индивидуалисты видели в неограниченной свободе рыночной конкуренции. Со второй половины 19 в., когда капитализм вступил в полосу кризисов, индивидуалисты подверглись массированным обвинениям в недоучете его социальных связей и последствий.

5

Понятие (нем.).

6

Британская либеральная социальная философия — в данном случае это то же, что индивидуалистическая школа (см. выше примеч. 4).

7

Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 8.

                       



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Hosted by uCoz