ВВЕДЕНИЕ
Взгляд на реконструкцию двадцать пять лет спустя
Предварительные замечания
Глава I
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОНЯТИИ ФИЛОСОФИИ
Происхождение философии из желания и воображения.
Влияние общественных традиций и авторитетов.
Параллельное развитие фактического знания.
Несовместимость и конфликт знаний двух типов.
Ценности, соответствующие каждому типу.
Классические философии: (1) компенсаторные; (2) формально-диалектические; (3) ориентированные на «высшую» реальность.
Современное мышление признает первенство фактического знания и приписывает философии скорее социальную функцию, нежели функцию абсолютного знания.
Глава II
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФИЛОСОФСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Френсис Бэкон как пример новой духовности. Он понимал знание как силу.
Считал, что оно опирается на организованные коллективные исследования.
Считал, что оно проверяется тем, насколько способствует общественному прогрессу.
Новое мышление отражало реальные социальные перемены — производственные, политические, религиозные.
Новый идеализм.
Глава III
НАУЧНЫЙ ФАКТОР В РЕКОНСТРУКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Наука революционизировала наше понятие о природе.
Теперь следовало трансформировать и философию, поскольку она больше не полагалась на науку, признающую мир замкнутым и конечным.
Либо признающую неизменность видов. Либо признающую приоритет покоя над изменением и движением.
Противоположность феодальных и демократических понятий.
Упразднение конечных причин. Наука механика и возможность контроля над природой.
Почтение к материи. Новый вид воображения.
В итоге скорее техническое, нежели человеческое и нравственное, влияние на философию.
Глава IV
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ ОПЫТА И РАЗУМА
Традиционная концепция сущности опыта. Крайности античной цивилизации. Влияние классических представлений на эмпиризм Нового времени.
Почему стало возможным иное понимание. Изменения в области психологии подчеркивают важность такого фактора, как наше взаимодействие со средой.
Влияние этого обстоятельства на традиционные идеи об ощущениях и знании. Фактор организации.
В социальном аспекте опыту отныне свойственно больше изобретательности и контроля над обстоятельствами.
Соответствующие перемены в понятии разума. Интеллект становится склонным к предположениям и новациям.
Слабость былого рационализма. Кантианство. Противоположность немецкой и британской философии. Реконструкция эмпирического либерализма.
Глава V
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНЦЕПЦИЯХ ИДЕАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО
Идеализации коренились в неприятии неприятного. Это обстоятельство отразилось и на философии.
Истинная реальность идеальна, а значит, неизменна, законченна. Поэтому созерцательное познание выше экспериментального.
Контраст такого подхода с современной практикой познания. Значение изменения.
Под актуальными, или реалистическими, понимают условия, вызывающие изменения.
Идеалы становытся в большей степени методами, нежели целями. Пример с устранением расстояний.
Изменения в концепции философии. Проблемы, существенные для философии. Общественное понимание и согласие. Практическая проблема реального и идеального.
Глава VI
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Нынешнее замешательство в сфере логики. Логика регулятивна и нормативна, поскольку она эмпирична. Пример из математики.
Мышление возникло благодаря конфликтам. Очная ставка с фактом. Реакция — ожидание и предвидение. Важность гипотез.
Беспристрастное исследование. Значение дедуктивной функции. Организация и классификация. Сущность истины. Истина наречна, она — не вещь.
Глава VII
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ОБЛАСТИ МОРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ
Общие элементы традиционных теорий. Всякая нравственная ситуация уникальна. приоритет особых, или индивидуальных, случаев.
Несостоятельность общих целей. Общность целей или правил имеет только интеллектуальную ценность. Пагубность деления благ на внутренние и инструментальные.
На природные и нравственные. Нравственная ценность естествознания. Значение открытий в морали. Развенчание фарисейства. Рост как цель. Оптимизм и пессимизм.
Концепция счастья. Критика утилитаризма. Всякая жизнь имеет нравственное значение, поскольку она учит нас.
Глава VIII
КАК РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ
Изъяны нынешней логики социальной мысли. Невнимание к индивидуальным случаям. Недостатки органической теории общества.
Ущербность понятия о неизменном эго, или индивидуальности. Доктрина интересов. Реформа морали и институтов. Нравственная проверка общественных институтов.
Социальный плюрализм. Политический монизм, догма национального государства. Приоритет объединений. Интернациональный гуманизм. Организация как придаточное понятие.
Свобода и демократия. Став привычной, интеллектуальная реконструкция окажет влияние на воображение и, стало быть, на поэзию и религию.