Знание и учет закономерностей и свойств целостных объектов и их восприятия играют огромную роль в обеспечении эффективности и повышении качества результатов различных видов деятельности. Эти закономерности необходимо учитывать при организации объектов и условий восприятия, в процессах обучения и познания (отображения I), при планировании деятельности, при проектировании и оценке объектов, воспринимаемых человеком (отображения II). Любое нарушение законов организации целостных объектов или плохой учет закономерностей их восприятия неизбежно снижают качество деятельности и ее результатов. Рассмотрим некоторые примеры.
Объекты непосредственного восприятия (пульты управления, экспозиции, интерьеры и т. д.) должны быть организованы с учетом закономерностей восприятия. Прежде всего, должна быть определена функция объекта (по отношению к воспринимающему субъекту) и эта функция согласована с общим планом, макроструктурой объекта и задачами деятельности. Для обеспечения оптимальности представления реальных объектов необходимо учитывать их ближайшее окружение (среду и фон), условия восприятия (освещенность, наличие помех и т.д.), общие свойства восприятия целостных объектов и индивидуальные особенности контингента воспринимающих. При этом в первую очередь должен быть реализован основной принцип синтеза целого: основное значение имеет правильность решения в макроструктуре, в большом, в целом. Ошибки в микроструктуре, в малом, в частях, в деталях значительно менее существенны.
Объект восприятия должен быть согласован с информационными, пространственными и временными пределами восприятия (гл. IV). Нарушения этих условий встречаются довольно часто (экспозиции выставок превосходят возможности разового восприятия, объем информации, требуемой на экзамене, превосходит возможности долговременной памяти и т. д.). Далее, должны быть правильно соотнесены пространственно-временные и информационно-энергетические (содержательно-эмоциональные) характеристики объекта восприятия. Важнейшее значение имеет правильная структура объекта восприятия с четким разграничением и ограничением частей и уровней в случае иерархической структуры. Число частей на уровне лежит в пределах миллеровского числа 7 ± 2, число уровней иерархии не выше 3-х максимум — 4-х. Так, Н. Н. Волков считает, что для экскурсии в картинную галерею оптимальной является продолжительность около часа с осмотром 8—10 картин с паузами. Изобилие и измельчение деталей, недостаточность единства в многообразии, несоблюдение принципов гармоничности разрушает целостность объекта восприятия.
Много вопросов целостного представления информации связано с проблемами обучения. Вот некоторые из них: представление материала обучения в целостной форме; организация процесса передачи информации; представление результата обучения — совокупности знании, умений и навыков как целостной системы; представление сложных умений и навыков как целостного образования; решение вопроса об обучении целостному восприятию. Рассмотрим вначале этот последний вопрос.
Индивидуальные различия способности к целостному восприятию очень велики (см. § 1 гл. IV). Эти различия в значительной степени определяют деление людей на «художников» и «мыслителей» и являются основой для естественной «профориентации». Способность видеть и создавать целое, в большей степени, свойственна «художникам», причем эта способность в значительной степени наследственна. Однако хорошо известно также, что и многие ученые («мыслители») создавали прекрасные целостные отображения крупных научных областей и широкого круга явлений природы.
Можно ли обучать восприятию и пониманию целого, выработать «чувство целого» у каждого человека? Если ответы на эти вопросы утвердительны, то обучение восприятию целого необходимо сделать составным компонентом образования. Имеющиеся данные о сенсорном и перцептивном обучении, о развитии художественных способностей и интеллекта позволяют считать, что способность к восприятию целого (в определенной степени) можно развить у всех людей. Однако методы решения этой задачи пока не разработаны.
Реализация принципов целостности в отношении материала обучения — это прежде всего определение пропорционатьного соотношения гуманитарного и естественного образования в средней школе, общего и специального — в высшей, правильного соотношения знаний, умений и навыков, согласование процессов обучения и развития, объединение знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способов его изменения Уже в рамках этого целого решается вопрос об учебном плане и содержании отдельных учебных дисциплин. Система знаний каждой конкретной науки и науки в целом исторически обусловлена и непрерывно видоизменяется. Желательно, чтобы при этих изменениях она становилась все более гармоничной.
Процесс обучения развертывает систему знаний в линейную последовательность, которая иногда растягивается на десятилетия. Это делает необходимым строить его с учетом этой его особенности. Необходимо вводить определенную избыточность, обобщающие, подводящие итоги разделы, строить процесс обучения таким образом, чтобы развертка системы знаний вновь была свернута уже в памяти обучающегося. В настоящее время, когда прирост информации очень велик, система знаний должна быть способной к непрерывному саморазвитию при условии сохранения ее целостности.
Способы структурирования, организации знаний, умений и навыков изучены пока еще слабо, но и те сведения, которыми мы располагаем, позволяют рассматривать сложные умения и навыки на стадии их отработанности как целостные системы, а процесс их выработки как процесс формирования таких систем синтетическим, аналитическим или комбинированным путями. Так, например, В. А. Плахтиенко [100], изучая формирование сложного прикладного навыка, выделяет следующие стадии этого процесса: 1) вычленение и формирование простых навыков, входящих в состав сложных; 2) объединение простых навыков в целостную систему сложного навыка; 3) целостное выполнение относительно стабильного сложного навыка.
Вопрос о путях формирования умений и навыков приобрел особенно большое значение в связи с развитием тренажеростроения и обучения на тренажерах. Можно высказать предположение о том, что для людей с различной способностью к восприятию целого оптимальные способы выработки умений и навыков также будут различными, а именно: люди с глобальным восприятием будут лучше обучаться по схеме «от общего к частному», люди с локальным восприятием — по схеме «от части к целому», люди с широким диапазоном восприятия могут с приблизительно равной успешностью обучаться любым способом, но оптимальным для них будет комбинированный, сочетающий обе схемы.
Принципы целостности могут и должны использоваться на всех этапах познавательной деятельности человека, начиная от выбора объекта исследования и постановки задачи и кончая интерпретацией полученных данных и «вписыванием» их в общую систему науки. Уже выбирая объект исследования, который всегда является частью большего целого, необходимо иметь в виду это целое, выбирать относительно целостную его часть и учитывать ее связи со всем целым. Если целое представляет собой иерархическую систему, то во многих случаях можно ограничиться двумя соседними уровнями — уровнем целого и уровнем частей. Тем более это необходимо делать при интерпретации полученных данных. Изучение части без учета целого может привести к нежелательным последствиям (неоправданному стремлению к точности измерений, искажениям результата, потере существенных связей). Изучение части под углом зрения ближайшего целого — важнейший эвристический принцип. Учет закономерностей целого необходим и при решении проблемы упрощения задачи исследования.
Сложность решаемых в настоящее время задач часто приводит к необходимости использования комплекса методов или методик, Однако очень часто вместо комплекса используется набор плохо связанных между собой методик. Иногда число примененных методик явно превосходит необходимое для решения данной задачи, что свидетельствует о низкой квалификации исследователя и его расточительности, а отнюдь не о его заслугах. Основными способами объединения методик являются объединение по дополнению и по необходимому разнообразию с учетом требования полноты.
Большую пользу принципы целостности и гармоничности могут принести также при оценке существующих систем, при изменениях в существующих объектах восприятия, при проектировании новых объектов, при планировании деятельности. Их необходимо учитывать при проектировании системы отображения, пультов и постов управления, рабочих мест и интерьеров, проектировании деятельности и состояний, систем «человек-техника», групповой работы операторов и т. д. Например, такие задачи, как согласование параметров машины с психическими процессами, соотнесение размеров человеческого тела с размерами машины и рабочего пространства, средой невозможно правильно решить без использования принципов целостности. То же относится и к большинству продуктов человеческого труда — изделиям для промышленности, изделиям бытового назначения.
Локальное или одностороннее решение задач проектирования и планирования резко снижает качество, удорожает и увеличивает сроки, а иногда сводит на нет результаты всей работы. Примером может служить проектирование оборудования без учета человеческого фактора, которое, к сожалению, еще имеет место.
Рассмотренные примеры, а также содержание предыдущих глав показывают, что знание закономерностей организации целого и его восприятия является необходимым условием успеха во многих видах деятельности. Можно высказать утверждение о том, что знание этих закономерностей должно стать необходимым компонентом общей культуры любого человека. Вместе с тем, поскольку в отношении восприятия целостных объектов имеются вполне определенные индивидуальные различия, для отдельных видов деятельности необходимо включить способность воспринимать целое в профессиональные качества, учитываемые при решении вопроса о профессиональной пригодности. Интересной и важной проблемой является также обучение видению целого, определение способностей к такому обучению и разработка методов такого обучения.
К сожалению, в настоящее время еще нередки случаи нарушения принципов организации целого и законов его восприятия. Нередки случаи локального решения задач, кусочного проектирования, «поштучного», по выражению К. Рождественского, мышления. Он же пишет: «В своей работе художник встречает подчас непреодолимые трудности, которые возникают нередко из-за некомпетентности организаторов выставки в вопросах психологии зрительного восприятия. Об этом нужно не только говорить, но и кричать» [101]
В практической деятельности людей, в искусстве и науке широко используются отображения целостных объектов. В первом случае это чертеж или пульт, во втором — рисунок или текст рассказа, в третьем — модель объекта исследования. Несмотря на огромные различия во всех отображениях есть и много общего. Общим во всех случаях является то, что отображение располагается между человеком и реальным целостным объектом.
Рассмотрим отношения «объект — отображение». Диапазон отношений между объектом и его отображением очень велик — от конгруэнтности (когда объект и отображение совпадают) до изображения объекта в виде геометрической точки. Но во всех случаях отображение целостного объекта всегда связно. Отображение целостного объекта должно быть целостным, ибо, еще Зенон (Элейский) показал, что если единое целое разбить на множество несвязанных частей, то их анализ может привести к абсурдным выводам. Переход от объекта к отображению можно рассматривать как преобразование объекта.
Отображения можно рассматривать двояко: как результат деятельности и как средство достижения определенной цели. Отображение объекта является результатом отображения II и объектом в отображении I, и в этом смысле они должны быть согласованы с возможностями восприятия. Само появление отображения вызвано необходимостью достижения некоторой цели, которая без него не может быть достигнута. В общем случае это бывает всегда, когда свойства объекта не согласуются с возможностями восприятия человека. Тогда отображение и является средством такого согласования. В этом смысле отображение аналогично модели. Но понятие отображения шире понятия модели. Модель, понимаемая как средство научного исследования, — частный случай отображения.
Одна из основных причин необходимости построения отображений — противоречие между сложностью объекта и ограничениями системы восприятия. Сложность объектов имеет тенденцию к увеличению, а возможности восприятия совершенствуются значительно медленнее. Сложность объектов увеличивается в основном по двум причинам: резко возрастает информация об объектах и увеличиваются системы, являющиеся объектами научного исследования (большие системы). Не только задачи изучения больших систем, но и задачи управления и обучения управлению такими системами приводят к необходимости иметь их отображения.
Сущность задачи представления информации о целостном объекте состоит в таком преобразовании информации об объекте, при котором, во-первых, сохраняются его свойства как целого, и, во-вторых, отображение объекта согласуется со свойствами отображающей системы человека и задачами его деятельности.
Выбор типа отображения и его параметров определяется его целевым назначением, условиями восприятия, возможностями и индивидуальными особенностями воспринимающих. Пренебрежение любым из этих условий ухудшает качество отображения. Учет целевого назначения включает в себя согласование отображения с характером деятельности человека, с характером информационных психических процессов. Учет условий восприятия включает анализ пространственно-временного контекста отображения наличие и характер помех. Учет возможностей восприятия и индивидуальных особенностей требует согласования отображения со свойствами сенсорного, перцептивного и операторного уровней, согласования с антропометрическими характеристиками воспринимающих. В качестве примера рассмотрим некоторые вопросы проектирования знаков двух различных классов — букв алфавита и товарных знаков. При этом ограничимся двуградационными изображениями. В первом случае проектируется весь алфавит, т. е. система знаков. Во втором случае может проектироваться и одиночный знак.
Целевое назначение буквы алфавита (с психологической точки зрения) состоит в ее опознании, отнесении к одному из нескольких десятков классов. Можно сказать, что буква монофункциональна. Товарный знак имеет несколько функций: он должен привлекать внимание, хорошо запоминаться и вызывать у человека четкие ассоциации с определенным изделием или фирмой-изготовителем. Он должен вызывать положительные эмоции, в определенной степени быть гармоничным.
Качество знака определяется тем, насколько хорошо он выполняет свою функцию. Если знак полифункционален, то следует определить некоторый интегральный критерий качества. Так как условия восприятия и свойства отражающих систем неодинаковы, то критерий качества неизбежно является статистическим. Знак оптимален, если он в среднем выполняет свою функцию наилучшим образом в указанном смысле. Усреднение может производиться как по условиям восприятия, так и по контингенту воспринимающих. При определении интегрального критерия важно знать, зависимы локальные критерии или нет. Если локальные критерии независимы, то в качестве интегрального критерия качества может быть использована их сумма.
Условия восприятия рассматриваемых знаков весьма различны. Буквы, как правило, воспринимаются в условиях, отличающихся большим постоянством: при постоянной освещенности, одинаковой удаленности от глаза, при небольших колебаниях угла между плоскостью изображения и направлением взора. Пространственным и временным окружением для буквы является текст из букв того же алфавита. Условия восприятия товарного знака, наоборот, очень вариативны по многим показателям. Его пространственный и временной контекст может быть очень различным и быстро изменяющимся.
В зависимости от функции и условий предъявления должны быть определены роли ведущего и других уровней отражения. Для буквы алфавита ведущим уровнем является перцептивный. Конструкция знака должна обеспечивать надежное его опознание в стабильных условиях при длительном восприятии знаков из того же алфавита. Это достигается правильным выбором системы опознавательных признаков с обеспечением минимального изменения настройки сенсорного уровня. Но вместе с тем буквы алфавита должны обладать необходимым разнообразием, что достигается использованием линий контура различной кривизны и различной толщины обводки. Так, например, в латинском алфавите Дюрера криволинейные участки составляют около 40% от суммарной длины контуров букв, а величина кривизны имеет около десятка градаций.
Для товарного знака ведущим уровнем является операторный, обеспечивающий необходимые ассоциации и в определенной степени последующие действия. Опознание (запоминание) происходит на перцептивном уровне. Для привлечения внимания могут быть использованы настроечные компонеты всех уровней отражения. Например, на сенсорном уровне для этих целей можно использовать повышенную яркость или контраст. Таким образом, при проектировании даже такого относительно простого объекта, как двуградационный знак, приходится учитывать большое число факторов и особенности работы всех уровней отражения.
Задана о построении отображения целостного объекта может быть сформулирована как задача поиска экстремума целевой функции. В качестве такой функции выступает интегральный критерий качества. Однако большие трудности возникают уже при определении такого критерия. Но даже если критерий определен, то задача имеет большую размерность и может быть решена лишь в упрощенном варианте на ЭВМ. Поэтому практически решение таких задач производится эвристическими методами.
Все отображения можно разделить на структурные и функциональные, простые и сложные, отображения-изображения и отображения-символы. По виду соотношения отображения с объектом можно говорить о соотношении общности и обобщенности, абстрактности, селективности, метафоричности, гиперболы (подчеркивание одних и привнесение других деталей).
Как известно, в пределе образ может стать метрическим инвариантом объекта. Известно также, что при некоторых условиях восприятия образ проходит ряд стадий, которые могут быть описаны с помощью топологических, проективных, аффинных и подобных преобразований (стадии обобщенности). Существуют и другие отношения между объектом и образом, хранящимся в памяти. Сравнение отображений объекта и отображений I показывает, что между классами этих отображений много общего.
Особый класс отображений представляет концептуальные отображения. Объектами для таких отображений являются научные понятия, научные дисциплины, данные науки в целом. Особенность таких объектов состоит непрерывном развитии, в их неполноте, незавершенности в каждый конкретный момент. Естественно, что и их отображения должны быть динамичными, допускающими их совершенствование при условии сохранения целостности. Для получения целостности и полноты концептуальных отображений последние часто содержат в виде гипотез различные интерполируемые связи и экстраполяции.
Концептуальные отображения (модели) целостного объекта становятся необходимыми в тех случаях, когда свойства изучаемого объекта не соответствуют возможностям восприятия и мышления человека (объект либо очень мал, либо очень велик), когда длительность изучаемого периода времени много больше или много меньше времени исследования, когда объект очень сложен. С точки зрения методов и процесса изучения объекта, а также процесса получения целостного представления об объекте, все эти случаи сильно отличаются друг от друга. Важным фактором является также положение наблюдателя относительно изучаемого объекта. В том случае, когда наблюдатель находится внутри системы, формирование представлений о ней является более трудным делом. Примером может служить развитие представлений о солнечной системе.
Формирование целостной картины сложного объекта происходит на основе большого числа вначале слабо организованных сведений. Их организация, структурирование происходят путем анализа и синтеза имеющихся данных. На этом этапе происходит определение частей целого, и здесь особенно важно применение естественных методов декомпозиции, правильное определение соподчиненности и пропорциональности частей, контроль полноты состава частей.
Как процессы анализа, так и процессы синтеза информации об объекте требуют от исследователя большой затраты энергии. Но если модель построена правильно, то на определенном этапе своего развития она начинает как бы самостоятельное функционирование и перестает зависеть от воли исследователя. Любая модель исторически ограничена и со временем заменяется новой в ряду последовательных приближений все более полного познания объекта. Классическим примером может служить эволюция модели атома за минувшие сто лет. Специфика объектов психологии обусловливает широкое применение в ней концептуальных моделей целого.
Информация о любом достаточно сложном целостном объекте должна быть «развернута» во времени для передачи ее субъекту. Во многих случаях это можно сделать не единственным образом. Возникает задача о выборе способа развертки в зависимости от способности субъекта к восприятию целого.
Логика развертки должна соответствовать логической структуре объекта. Развертке должен быть предпослан «общий вид» отображаемого объекта, завершать развертку должна панорамная картина целого. Логическая форма информации должна сочетаться с образной, текстовое изложение — с графическим представлением. Отображение объекта должно быть целостным и по возможности гармоничным.
Универсальным способом отображения целостного объекта является вербальное описание, письменное или устное. В рамках этого описания возможны широкие вариации пропорций образного и логического представления информации. Выбор величины этого соотношения, а также других характеристик вербального отображения зависит, прежде всего, от цели изложения — на создание образа, на запоминание, на изменение или создание определенного состояния воспринимающих.
Будучи универсальной формой описания, вербальный способ сочетается с изобразительными и символическими способами, дополняя и объединяя их. Иногда говорят о недостаточной точности и неоднозначности вербального описания, однако правильное использование языка позволяет иметь описания различной степени точности. В ряде случаев правильность языкового отражения может служить предварительным критерием правильности понимания сути вещей.
При описании целостного объекта текст должен соответствовать схеме: нерасчлененное целое — анализ объекта — вторичный синтез. Набор основных признаков объекта должен быть полным. Признаки, входящие в этот набор, должны быть однопорядковыми.
Для того чтобы группа понятий образовывала систему, отражающую объект, необходимо, чтобы понятия, входящие в эту группу, удовлетворяли ряду требований: во-первых, понятия должны быть зависимы, — иначе они не образуют систему, во-вторых, они должны быть в определенной степени противоречивы, иначе они не смогут отразить диалектику объекта, в-третьих, группа должна обладать определенной полнотой.
Понятия группы должны быть четко дифференцированы друг от друга. В основу дифференциации должны быть положены, прежде всего, пространственно-временные характеристики понятий (например, момент возникновения, длительность формирования, длительность существования и т.д.) Должны быть выявлены отношения между понятиями и на их основе — структура системы понятий. Вся система понятий должна включать одно обобщающее понятие.
Текстовое описание должно содержать как информационные, так и настраивающие компоненты. В этом отношении устное изложение имеет больше возможностей, чем письменное. Для правильной организации текста должны быть использованы все принципы гармоничности (см. § 2 гл. II). Для достижения лучшего эффекта при обучении Д. Пойа [102] рекомендует использовать закономерности построения музыкальных произведений: построение изложения главного как темы с вариациями или рондо.
При отображении сложных целостных систем широко используются также изобразительные средства в виде планов, срезов, сечений, схем разной степени детальности, панорам. Когда объект отображается в нескольких видах, то их выбор и соотношение между ними должны удовлетворять все тем же общим требованиям к отображениям целостных объектов. Такое многовидовое представление должно обеспечивать целостное представление объекте, поэтому особое внимание должно быть обращено на согласование, стыковку отдельных видов.
Частное отображение должно отражать определенный аспект системы, одну проекцию. Кроме того, должно существовать и интегральное представление, обобщенно отражающее все проекции. Правильный выбор проекций и правил их сопряжения в интегральный образ — одна из задач отображения сложного целого. Второй путь декомпозиции представления сложного целого — это набор параллельных срезов разной степени детальности, как бы выполненных камерой разной «разрешающей способности». Задача состоит в выборе числа срезов и величин разрешающей способности. Третий вариант представления целого состоит в расчленении глобального интегрального представления на локусы и получении локальных отображений. Задача состоит в определении локусов, способов переходов от целого к локусу и, наоборот, способов сочетания локусов в целое. Возможно и совместное использование этих методов. Помимо дискретных отображений могут быть и непрерывные отображения, например, при вращении целостного объекта или осмотре интерьера.
Локальные отображения могут быть однопорядковыми и разнопорядковыми. Примерами однопорядковых отображений могут служить разные проекции на чертеже. Примерами разнопорядковых отображений являются: блок-схема, принципиальная схема, монтажная схема радиоустройства, чертеж, статический макет, динамический макет пульта управления, которые используются при проектировании, полная информационная модель системы управления, ее мнемосхема и интегральный индикатор нормы в системах управления.
При организации процесса обучения, составлении учебных планов и программ, при конструировании данных науки в учебный предмет определению подлежат не только содержание и объем знаний, но и способы организации этого содержания в целостную систему. Любой учебный предмет — это часть большего целого. Необходима его органическая связь, как с параллельными курсами, так и с прошлым и будущим. Для построения учебного предмета необходим прогноз «жизни» знаний как своеобразной системы, которая будет жить, укрепляться и развиваться в соответствующей среде, либо хиреть и чахнуть. Система знаний о предмете может быть замкнутой, законченной или открытой, развивающейся. Формирование таких систем принципиально различно.
Применение законов композиции, оптимизация представления информации при обучении должны быть обязательными компонентами его организации. Очевидно, что для выполнения всего этого требуется высокая квалификация организаторов обучения. Все эти требования относятся также и к машинному и программированному обучению, они же позволяют яснее увидеть и понять возможности и ограничения этих новых методов, а также пути их совершенствования.
Разрыв между накоплением знаний и их обобщением имеет место и в психологии. В последние годы это отмечалось неоднократно. А. Н. Леонтьев в своей президентской речи на XVIII Международном конгрессе психологов говорил: «В наши дни психолог... напоминает строителя, перед которым обилие первоклассного материала и, более того, целые законченные блоки, но которому недостает общего эскиза сооружаемого им сложнейшего архитектурного ансамбля» [103]. Д. И. Дубровский, говоря об актуальности теоретического обобщения материала, отмечает, что эта задача «все более усложняется по мере бурного развития экспериментальной и прикладной психологии, наблюдаемого в последние десятилетия, по мере возникновения новых отраслей психологических исследований и их срастания с кибернетикой, нейрофизиологией, медициной, социологическими дисциплинами, по мере неудержимого роста эмпирического материала, частных обобщений и концепций» [104].
М. Г Ярошевский отмечает, что наиболее крупные попытки создания общих систем психологической науки были предприняты школой Выготского (на основе методологии марксизма) и Куртом Левиным (на основе физико-математических моделей) [105]. Однако и сегодня еще отсутствует единая система психологических знаний. Некоторые исследователи (Г. Олпорт, А. Раппопорт) высказывают предположение, что общая теория систем позволит создать общую психологическую теорию. Однако это предположение вряд ли обоснованно. Общая теория систем, как и любая теория, ограничена. Ни кибернетика, ни общая теория систем, ни какая-либо другая «внешняя» по ношению к психологии теория не может стать ее собственной теоретической основой и не позволит вывести ее в качестве своего частного случая. Но нет никакого сомнения в том, что как кибернетика, так и общая теория систем могут быть использованы при решении этой сложнейшей задачи.
Для создания общей теории психологии важнейшее значение имеет создание общего языка для описания различных психических явлений. «Без охвата общей системой понятий „внутреннего“ и „внешнего“, их взаимопеходов адекватное теоретическое представление о предмете психологии недостижимо» [106]. Представляется, что понятия целого и отображения целого могут быть важными компонентами системы психологических понятий. Эти и связанные с ними термины можно применять как при содержательном описании восприятия и других познавательных процессов, так и при описании поведения, деятельности и ее результатов.
Одной из концепций, которая может быть использована в теоретической психологии с большой пользой, является, по нашему мнению, концепция целого. Это следует прежде всего из того факта, что объекты психологического исследования являются в своем большинстве целостными: образ, мысль, сознание, личность. Свойством целостности обладают и отдельные психические процессы и свойства личности. Психика, давая человеку целостную картину мира, обеспечивает целостность его поведения, и сама является сложным целостным продуктом биосоциальной эволюции. Поэтому применительно к психологии в проблеме целостности можно выделить, по крайней мере, три взаимосвязанных задачи:
Почти все целостные объекты психологии непосредственно не наблюдаемы (образ, мысль, сознание, личность и др.). Исключение составляют лишь акты деятельности. Поэтому в психологии мы имеем дело главным образом с концептуальными отображениями целостных реальностей. Эти отображения формируются либо путем интеграции ранее накопленных частных знаний об объекте, либо путем прогрессивной дифференциации ранее нерасчлененных структур с последующим синтезом. Однако и части, и целое имеют здесь свою специфику. Объектами целостного исследования являются как компоненты психики (психические реакции, процессы, функции, состояния, свойства), так и психика в целом, личность. Как целостные образования изучаются группы и коллективы, системы людей и автоматов и т. д.
Связность, ограниченность и другие основные характеристики целостных объектов являются общими для любых объектов природы, ими обладают и перечисленные выше объекты психологического исследования. Но эти объекты имеют и целый ряд специфических особенностей. Все целостные объекты в психологии — динамические системы, непрерывные в континууме пространства и времени. Субъективное пространство и время чрезвычайно вариабельны. Индивидуальность и вариабельность — общие характерные признаки психических образований. На важную особенность психического целого обращал внимание еще И. М. Сеченов: «Предметом психологии являются целостные акты, нераздельно включающие в свою общую структуру наряду с „сознательным элементом“ внешнее воздействие (сигнал) и двигательный мышечный компонент» [107]. Особенностью многих психических целостных систем является сильная связность, однако и эта характеристика может варьировать в очень широких пределах. Эволюция и инволюция психических образований может происходить как путем интеграции, так и путем дифференциации. Переход от нормы к патологии может происходить двумя основными путями: путем распада целого (шизофрения) и путем потери устойчивости психики (маниакально-депрессивный синдром). В обоих случаях имеет место разрыв непрерывности (нарушение связности): в первом случае нарушается связность (непрерывности) в субъективном пространстве, во втором — во времени (резкие перепады состояний во времени)
Использование идеи целостности в психологическом исследовании возможно в различных отношениях. Прежде всего, это осознание того, что объект исследования — целостный объект и к нему применимы понятия целостности и гармоничности. В основу структурирования психических образований должен быть положен не произвольный набор из множества стимулов-реакций, а структура, основанная на квантовании пространственно-временного континуума и информационно-энергетических характеристик, имманентная внутренняя структура, а не структура случайной внешней оболочки. Психические явления возникают на определенном уровне организации, в известной степени базируются на других уровнях организации и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому их изучение фактически невозможно в отрыве от биологических, социальных и других явлений и процессов. Использование таких характеристик, как пропорциональность частей, полнота состава в качестве контрольных критериев позволяет избежать возможных ошибок. Учет таких характеристик психического целого, как высокая вариабельность и большая степень индивидуальности необходим при выборе математических методов (первое свойство ограничивает применение регулярных методов, второе — вероятностных).
В монографии «Психология чувственного познания» Б. Г. Ананьев [108] рассматривает как целостную систему сенсорную организацию человека, которая объединяет все его воспринимающие системы. В состав этой организации входят экстеро- и интерорецепторные подсистемы, каждая из которых имеет центральные и периферийные компоненты. Сенсорная организация включает: зрение, слух, осязание (барорецепция), обоняние, вкус, тепловую и болевую чувствительность, хеморецепцию, вестибулярный аппарат, мышечно-суставное чувство, вибрационную чувствительность. В сложных анализаторных системах можно выделить подсистемы. Так, можно различать пространственные, спектральные и энергетические компоненты зрения и слуха. Структура сенсорной организации определяется связями между рецепторными системами.
Б. Г. Ананьев выделяет два типа связей между центральными компонентами рецепторных систем: временные и постоянные.
Рассмотрим несколько более подробно группу телерецепторов. К ним относятся зрение, слух, обоняние и тепловая чувствительность к инфракрасному излучению. Их можно сравнивать по пространственным, временным, энергетическим и информационным характеристикам, а также по характеристикам среды-переносчика. Результаты сравнения по отдельным параметрам показывают, что рабочие области различных рецепторных систем или находятся в отношении дополнительности, или частично перекрываются, нигде не дублируя друг друга, что обеспечивает возможность как независимой, так и совместной их работы, полисенсорной интеграции. Наиболее полное представление о целостном объекте мы получаем при полимодальном восприятии, от всей гаммы чувств.
В первом параграфе четвертой главы уже приводилось определение психического состояния, данное Н. Д. Левитовым, как целостной характеристики психической деятельности за определенный период времени. Как целое могут рассматриваться и реакции человека, в частности эмоциональные, которые являются интегральными показателями отношения субъекта к ситуации.
Темперамент психологами рассматривается как сложная функция свойств сомы и психики. Э. Кречмер связывал его с энергетическими, временными и пространственными характеристиками входа, центра и выхода, с одной стороны, и с химизмом крови, железами и мозгом — с другой. Характер по современным представлениям также может быть разложен на компоненты. Различные структуры характера были предложены Э. Кречмером, В. Н. Мясищевым, Б. Г. Ананьевым, Н. Д. Левитовым и другими авторами. В последнее время характер, как и другие целостные психические образования, исследуют с помощью факторного анализа.
Чрезвычайно сложным целостным объектом, интересующим очень многих психологов, является личность. В § 1 главы II говорилось, что целостный объект характеризуется составом, частными структурами, полиструктурой, интегральными характеристиками, может рассматриваться как «узел» дихотомий. По-видимому, по отношению к личности можно найти примеры приложения всех этих характеристик, да еще в разных вариантах. Объект сложен, и неудивительно, что вначале удается обнаружить локальные подходы. Синтез этих подходов в общую картину — дело будущего.
И, наконец, сознание, этот высший психический интеграл, пока не разложено на компоненты и не имеет своей структуры. В настоящее время имеется лишь набор эмпирических свойств сознания как целого. Сознание имеет количественную характеристику — оно может уменьшаться и увеличиваться, оно изменчиво, непрерывно, избирательно, поток его ограничен. Интегрирующая роль сознания в психических процессах отмечается Липпсом («сознание — условие объединения внутренней психической жизни, поэтому оно одновременно и самосознание») и Джемсом («сознание — это общий хозяин психических функций»). Н. А. Бернштейн отмечает контролирующую функцию сознания («это динамичное живое отражение, непрерывно проверяемое активно совершаемыми действиями над внешним окружением»). Существующие точки зрения очень сильно отличаются между собой. Некоторые кибернетики даже отрицали реальность такого феномена, как сознание.
Появление психики (сознания) в процессе эволюции было самым крупным событием после возникновения жизни. И, по-видимому, не случайно, что трудности ответа на вопрос «что такое психика?» имеют сходство с трудностями ответа на вопрос «что такое жизнь?»
Можно считать доказанным, что и жизнь, и психика связаны с веществом, находящимся на определенном уровне организации: жизнь — с «белковый телом», психика — с ЦНС (мозгом). Наименьшей целостной системой, обладающей жизнью, является клетка, носителем психики является организм. Отметим, что и клетка, и организм обладают пространственной непрерывностью, с одной стороны, и наличием четкой границы с внешней средой — с другой. Однако, несмотря на существование такой границы, между ними существует непрерывная связь. Более того, эта непрерывность связи является необходимым условием существования как жизни, так и психики. Но здесь между ними имеется и существенное различие. В природе не существует абсолютно изолированных целостных систем. Связь со средой — необходимое условие существования любой системы. Для функционирования физической системы необходим обмен энергией, для биологической — энергией и веществом, для системы, обладающей психикой, необходим уже непрерывный обмен энергией, веществом и информацией. Таким образом, необходимым условием существования психики является непрерывный обмен энергией, веществом и информацией с внешней средой. Однако роль этих компонентов неодинакова. Если главным для жизни является обмен веществ, то главным для психики является обмен информацией. Однако именно главным, но не единственным, как иногда полагают. Именно все три компонента обмена необходимы для существования психики: достаточно исключить любой из них, чтобы психика перестала существовать. Рассмотрим в этой связи информационный обмен на примере сознания.
Сразу следует отметить, что полный разрыв информационной связи человека со средой принципиально невозможен. Поэтому речь может идти только о более или менее полном ограничении такой связи. С этой точки зрения представляют особый интерес те реальные и экспериментальные ситуации, в которых сознание утрачивается в той или иной степени, а также переходные процессы от бессознательного состояния к сознательному и наоборот. К таким состояниям относятся сон, обморок, сенсорная изоляция. Если оценить величину информационного обмена в этих состояниях, то он окажется значительно сокращенным по сравнению с нормой, а при переходе из состояния в состояние соответственно увеличивается (уменьшается). Большой интерес представляют также факты о влиянии на психику частичного ограничения информационного обмена (принудительного или добровольного). Анализ таких фактов также подтверждает положение о необходимости непрерывного информационного обмена со средой для функционирования сознания. Наконец, имеется третья группа фактов — об информационной перегрузке, которая приводит к нарушению психики. Эти две последние группы фактов позволяют уточнить положение об информационном обмене как условии существования психики: такой обмен должен быть, во-первых, непрерывным, а во-вторых, иметь определенную величину.
Очень интересным целостным объектом является малая группа (семья, экипаж, команда, т. д.). На малой группе очень удобно исследовать вопросы состава и структуры целого, и особенно один из способов эволюции и инволюции целого путем интеграции и реинтеграции. Малая группа может служить моделью этого процесса. Малые группы часто имеют полиструктуру. Так, Ю. Г. Мутафова в автореферате диссертации пишет: «... социально-психологическая структура баскетбольного коллектива представляется автору как сложная полиморфная функциональная система, включающая следующие подструктуры: официальную, неофициальную, общения, руководства, взаимопонимания и ситуативного лидерства» [109].
Интересной относительно целостной системой является объединение человека с вычислительной машиной. На наших глазах происходит очень быстрая эволюция вычислительных машин, и интересно проследить характер этой эволюции в двух отношениях: в отношении способов «сопряжения» человека с машиной и в отношении изменения внутренней структуры машины. Сопряжение человека с машиной непрерывно улучшается за счет совершенствования языков общения, устройств ввода («световой карандаш», команды с голоса) и вывода (выводится не только цифра, но и печатный текст, графики, изображения). Для лучшего сопряжения человека с вычислитель-ной машиной признается необходимым не только предварительное обучение человека, но и предварительное обучение машины, для чего в ней предусматриваются специальные устройства. Внутренняя структура изменяется в направлении большей однородности, появляется возможность параллельной обработки данных, становится возможной работа с машиной в реальном масштабе времени. Это позволяет произвести распределение функций в системе «человек — вычислительная машина» по принципу дополнительности. Эффективность системы оказывается выше эффективности отдельных компонентов. Таким образом, по крайней мере, одно из направлений эволюции вычислительных машин идет в направлении сближения их структуры и принципов действия с определенными свойствами и особенностями человека.
Целостный подход очень важен и при решении проблем обучения и воспитания. В процессе обучения человек должен получить целостное представление о мире. Одной из задач обучения и воспитания является выработка у него способности к согласованию с окружающей средой, что возможно на основе гармоничного сочетания естественных и гуманитарных наук.
В процессе трудовой деятельности человеку должны быть обеспечены условия целостного представления рабочей обстановки, удобства рабочих действий, полной согласованности с рабочим процессом. Трудовая деятельность должна проектироваться как целое с учетом характера деятельности человека в нерабочее время. Должны быть выбраны определенные величины и соотношения физической и умственной нагрузки, определенное соотношение сенсорно-перцептивной, мыслительной и моторной деятельности.
В заключение рассмотрим как целое динамическую систему актуальной пространственной автоафферентации, на фоне которой происходит восприятие конкретных объектов. Будем рассматривать актуальную автоафферентацию в пространстве и времени как компонент самосознания. По характеристикам пространства этот процесс ограничен зоной досягаемости телерецепторов, по времени он ограничен актуальным временем. Как компонент самосознания процесс автоафферентации обладает свойствами непрерывности во времени и пространстве, ограниченностью афферентного потока и возможностью его изменения вплоть до полного отсутствия.
Результатом автоафферентации является отражение сомы (себя), внешнего пространства, текущего момента времени и положения тела (себя) в пространстве и времени. Назовем автоафферентацию полной, если отсутствуюет какая-либо неопределенность и, как следствие этого, ориентировочная реакция. Автоафферентация — осознаваемый, но произвольно не управляемый процесс. Из многих функций самосознания в автоафферентации наиболее полно представлена контролирующая функция, с помощью которой непрерывно устанавливается соответствие информации, поступающей извне и изнутри, с информацией, хранящейся в памяти. Отсюда следует, что афферентация — активный процесс, требующий определенного расхода энергии. Таким образом, для автоафферентации необходимы сенсорные системы, память и источник энергии. Таковы функциональные «блоки» механизма автоафферентации. Рассмотрим теперь гипотетическую структуру системы автоафферентации.
Все известные целостные объекты природы имеют ядерно-оболочечную пространственную структуру: атом, планета, планетная система, галактика, клетка, организм. Этот фундаментальный факт дает право высказать гипотезу о том, что и система автоафферентации может иметь такую же структуру. Задача должна состоять в том, чтобы обнаружить наряду со спецификой этого объекта также и глубокие внутренние аналогии между системой автоафферентации и другими целостными объектами природы. Естественно предположить, что пространственная структура самоафферентации должна быть такой же. Тем более что ведущим в паре L — T в данном случае является как раз пространство.
«Ядром» системы автоафферентации является информационно-энергетический центр мозга, «оболочками» — системы рецепторов. Все рецепторы по пространственному параметру разделим на три группы: интерорецепторы, тангорецепторы (контактные рецепторы, расположенные на поверхности тела) и дистантные рецепторы. Эти группы рецепторов образуют три «оболочки», сканирующие внутреннее пространство, границу внутреннего и внешнего пространства и внешнее пространство.
В основе механизма рецепторной системы лежит рефлекторное кольцо. Кольца интерорецепторов локализуются целиком внутри сомы. Кольца тангорецепторов «касаются» поверхности тела, кольца дистантных рецепторов частично находятся вне организма, во внешней среде. Внутри каждой группы кольца различаются по виду рецепторов. В структуре всех колец имеются центробежные и центростремительные потоки, они резко асимметричны в отношении осознаваемости — центростремительные потоки осознаются хорошо, центробежные же либо совсем не осознаются, либо осознаются очень плохо. Эта асимметрия сохраняется и для потоков вне организма. К настоящему времени физиолого-анатомическими исследованиями для всех рецепторов показано наличие центростремительных и центробежных нервных волокон.
Замкнуто ли внешнее кольцо? Для тангорецепторов это не вызывает сомнений. Речь может идти только о телерецепторах. Современная наука не располагает сведениями о потоках информации от органов чувств к объектам, расположенным на расстоянии. Однако известно, что органы чувств «настраиваются» по пространственным и некоторым другим характеристикам объекта восприятия. Вот эту селективную настройку от рецептора к объекту и примем за недостающую часть внешнего кольца. Разрыв любого из колец в любой их части приводит к ухудшению или даже прекращению автоафферентации.
«Ядром» автоафферентации является память со стрелой времени в виде своеобразной оси. «Ядро» системы автоафферентации содержит информационный и энергетический компоненты. Информация хранится в долговременной памяти о схеме тела, о свойствах предметов внешней среды и о положении тела человека в пространстве. Что является энергетическим компонентом? Электрофизиологическими исследованиями показано, что в коре мозга имеется от 25 до 40% (по данным разных авторов) нейронов, у которых нет внешних входов и, которые, находятся в состоянии непрерывной ритмической активности. Можно предположить, что эти нервные клетки являются частью энергетического компонента, который и обеспечивает «поисковую психическую активность» (терминология Г. Уолтера). Эти нервные клетки работают в режиме генераторов. Известно, что все генераторы колебаний являются нелинейными замкнутыми системами. Поэтому можно говорить о наличии еще одного, внутреннего кольца, не имеющего связи с рецепторами. Тогда общая схема автоафферентации будет выглядеть так, как показано на рис. 15. Эту схему следует рассматривать как рабочую гипотезу, которая в дальнейшем или будет отвергнута, или (при более полном обосновании) получит право на существование.
Таким образом, анализ проблемы восприятия целостных объектов приводит к постановке многих задач конкретного исследования, некоторые из которых были рассмотрены выше. И, что не менее важно, обнаруживаются глубокие связи этой проблемы со многими важными вопросами современной психологии. Рассмотренные примеры показывают, что многие объекты психологии являются целостными динамическими образованиями. Их изучение с позиции целостности еще только начинается. В значительной степени это обусловлено тем, что мы еще мало знаем об организации сложного динамического целого. По мере накопления таких знаний будут совершенствоваться и наши представления о психике как целостном активном отражателе и регуляторе, на основе которых станут возможными первые наброски эскиза «сложнейшего архитектурного ансамбля».