<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


ПРЕДИСЛОВИЕ


Любой цветок неотвратимо вянет
В свой срок и новым место уступает.
Так и для каждой мудрости настанет
Час, отменяющий ее значенье,
И снова жизнь душе повелевает
Себя перебороть, переродиться
Для неизвестного еще служенья,
Привычные святыни покидая
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Опасно через меру пристраститься
К давно наезженному обиходу,
Лишь тот, кто вечно в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу

Герман Гессе

Н ачиная новую книгу, всегда задаешься вопросом — какую главную мысль хотелось бы донести до читателей? В данном случае определить ее помогли последние годы работы со студентами, аспирантами и преподавателями вузов. Имея с ними тесные дружеские связи, мы уяснили себе те особые болевые точки, на которые должно быть обращено пристальное внимание. В настоящий момент — это неумение творчески решать задачи и отсутствие инициативы у большинства специалистов. Однако, и это сложность данного момента, творческий подъем, а лучше сказать — прорыв, должен быть осуществлен в тяжелых обстоятельствах нашей действительности. Многие десятилетия свобода индивида жестоко подавлялась. Это подавление глубоко деформировало психику человека, породив у него кроме общечеловеческих внутренних психологических барьеров еще дополнительные самоограничения, препятствующие непредвзятому взгляду на мир и на себя. Поэтому требуемый творческий рывок возможен только при условии их преодоления, для чего нужно проанализировать подсознательную систему внутренних преград и осознанных стереотипов, сопоставить теоретические системы с практическими приемами, способствующими интуитивным просветам. По нашему мнению, именно интуиция, составляющая ядро творческого процесса, позволит мысли преодолеть все барьеры и вырваться на оперативный простор!

В свете сказанного мы обратим внимание не на выявление, а на развитие творческих потенций личности и их использование. В настоящее время они перестают рассматриваться только сугубо практически — как способность человека приносить пользу обществу, но все больше связываются с потребностью самовыражения и самореализации. Все отчетливее звучит мотив: лучшее, что есть в людях, — способность к творчеству. Если важность и своевременность пробуждения в человеке жажды творчества и потребность в целенаправленной помощи ему в продвижении по избранному пути сомнений не вызывают, то вызывает сомнения ответ на другой вопрос — обладаем ли мы сегодня знаниями, позволяющими решать эти задачи. В этой книге мы постараемся показать, что некоторые знания уже накоплены и их можно использовать.

Можно ли научить человека свободному полету мысли? Известно, что такая способность не дается ему в готовом виде. Чтобы мысли взлететь и непрерывно набирать высоту, человек должен быть обучен и воспитан соответствующим образом. Тогда он может построить себе необходимую для взлета стартовую площадку, сформировав свое представление о мире, об обществе и о своем месте в нем. В этом процессе он формирует индивидуальную модель мира, которая постоянно развивается и совершенствуется всю его жизнь. Как строится эта модель, что движет ее развитием — этим вопросам посвящена первая глава книги.

Структуре каждой из двух моделей мира, роли иерархии мотивов, установок, личных и общечеловеческих ценностей в их построении посвящен отдельный раздел главы. Это обусловлено тем, что именно данная система интегрирует личность человека, т. е. выполняет организующую, направляющую и ограничивающую функцию во всем его поведении. Поскольку по мере роста и развития человека правая и левая модели все более отличаются друг от друга, в некотором смысле они все больше выступают как противоположности, система становится саморазвивающейся и последовательное включение полушарий приводит к продвижению каждой задачи.

Взаимодействию двух языков (своего для каждой модели) посвящен еще один раздел первой главы. И, наконец, ставится ключевой вопрос: что есть интуиция? Каким образом можно представить себе различные варианты развития интуитивного процесса? Нами дано описание схем интуиции, которые используются в дальнейшем как структурная основа для направленного влияния на реализацию отдельных этапов интуитивного решения. Такой подход представляется полезным, поскольку позволяет сделать конструктивным представление об интуиции, которое «по мере того, как понятие интеллект становится все более конкретным, предметным и содержательным, становилось все более беспредметным и абстрактным» [74, с. 13]. Неудивительно, что успехи в изучении интуиции выглядят неизмеримо скромнее, чем в изучении интеллекта.

Казалось бы, что теперь на базе представлений о языках мозга, моделей мира и схем интуиции можно рассмотреть проблему создания условий для подъема творчества. Верно, но выясняется, что, готовясь летать, человек попутно обставляет себя преградами, мешающими свободному полету. Его индивидуальная модель мира включает в себя не только информацию со знаком плюс — что, как и почему устроено в мире, но и со знаком минус — как и почему исключены для него некоторые возможности. Тем самым она, с одной стороны, представляет совокупность открытых путей для мышления, а с другой — преграды на этом пути, некие стоп-сигналы, не позволяющие двигаться в определенном направлении. Действительно, у каждого человека модель мира содержит композицию личных и групповых норм, стереотипов. Все они, выполняя положительную функцию организатора целенаправленного мышления, в то же время выступают как барьеры, радикально сужая и трансформируя пространство, где человек может дать простор своей фантазии и мысли. Воздействие подобных препятствий тем сильнее, чем меньше человеку известно об их структуре, разнообразии и особенностях и чем слабее у него развита способность раздвигать их. Знание о психологических барьерах помогает человеку оптимально организовать свой опыт, осознанно создавать новые и модифицировать старые стратегии, т. е. сделать свое поведение более гибким и свободным.

Барьерам как системе психологической защиты человека, стереотипам как системе социальных, возрастных и профессиональных клише, а также способам, позволяющим человеку помочь себе преодолеть догматичность мышления и выйти в более широкое пространство творчества, посвящена вторая глава.

Неправомерное подчеркивание в нашем обществе таких понятий, как класс, народ, массы, привело к убеждению о заменимости каждого человека и тем самым существенно понизило возможности личного творчества. Подобное подавление индивидуальности неизбежно способствует снижению творческой инициативы у человека, утрате им веры в себя и чувства собственного достоинства. Поэтому сейчас нам необходимо изменить устаревшие представления о творчестве, трактуя его не только как особого рода деятельность, но и как проявление полноценности жизни, адекватного отношения человека к себе и миру. Отчетливое понимание причин возникновения и форм проявления подсознательной психологической защиты, истоков осознаваемых стереотипов и предрассудков позволят человеку отнестись к себе взвешенно и вместе с тем стать более свободным и способным к творчеству — найти себя.

Что же означает умение найти себя? Оно создает предпосылки внутреннего развития личности, связанные со способностью человека вырабатывать и изменять отношение к самому себе, по-другому оценивать свой опыт. Теперь он становится целеустремленным в своем духовном обогащении, углубляется его нравственная культура. Доброжелательнее, оптимистичнее глядя на жизнь, он скорее достигнет гармонии в своих взаимоотношениях с людьми. Найдя себя, человек становится физически и психически устойчивее, легче переносит неудачи. Ведь когда творческий поиск направлен на созидание, удовлетворение приносит сам процесс, тогда и отрицательный результат — тоже, результат, углубляющий знание о предмете и означающий лишь, что надо изменить направление поиска.

Долгое время считалось, что творческие перспективы человека связаны с уровнем его умственных способностей: чем выше IQ, измеренный тем или иным образом, тем выше творческая отдача человека. Однако оказалось, что творческая продуктивность и величина IQ часто не коррелируют между собой, т. е. объем знаний еще не достаточное условие для творчества, для успеха — не менее важна архитектура внутренних барьеров и стереотипов личности. Например, руководители современной Японии неоднократно подчеркивали, что для их страны наступил период, когда необходимо приложить максимальные усилия, чтобы найти среди японцев не только одаренных, но и свободно мыслящих людей — с минимальной совокупностью внутренних преград — и уже не терять их из виду [153]. Для нашей страны эта проблема не менее актуальна. Так, по сведениям Председателя Государственного Комитета по делам изобретений, лишь менее одного процента изобретений, сделанных в СССР, не имеют аналогов. Он видит выход из этой ситуации в необходимости «учиться нестандартно мыслить, отвыкать от стремления видоизменять и совершенствовать уже известные устройства» [157].

Даже когда преодолены барьеры и есть необходимое пространство для творческого полета, не каждый взлетит — требуется желание и умение летать. Поэтому в третьей главе мы обращаемся к структуре интеллектуального процесса. Особое внимание уделяется воспитанию творческой личности и эффективному управлению индивидуальным и коллективным творчеством.

Касаясь проблем подготовки к творчеству, следует учитывать недостатки сложившейся системы образования. Не секрет, что в вузах готовят много технически грамотных работников и значительно меньше — талантливых, оригинально мыслящих специалистов. До сих пор наибольшее внимание уделялось насыщению студентов специальными знаниями и технике воплощения замысла, но не развитию общего творческого потенциала личности. В последние годы во многих странах наметились существенные сдвиги в нужном направлении: все увереннее акцент переносится с изучения природы способностей на воспитание творческой личности. В противовес представлениям, соединявшим уникальность творческого акта с необычными людьми, с особыми состояниями вдохновения, прозрения, сегодня прочно утверждается мнение, что творческие навыки можно развить. Творчество свойственно и тем, кого не посещают такие таинственные ощущения, как прозрение, а вдохновение с большей вероятностью связано с областями, где человек целеустремленно и самоотверженно трудится. Не каждого можно побудить к высшим достижениям, но творческими способностями наделено поразительно много людей, и их можно научить эффективнее применять свой талант к решению поставленной задачи.

В третьей главе внимание уделено способам саморазвития и затронуты проблемы методики подготовки к творческой деятельности. С этой целью осуществлено искусственное расчленение единого процесса творчества на отдельные типичные элементы с тем, чтобы облегчить возможность упражняться в реализации каждого из них порознь. Здесь внимание сконцентрировано не на том, как пробудить в человеке творческое начало, а на том, как поддерживать в нем творческое горение, научить видеть в предмете то, чего еще никто не усмотрел, анализировать то, над чем никто не задумывался, т. е. воспринимать предмет непредвзято, свободно и доверять своей интуиции.

Предпринятый в этой главе анализ индивидуальных особенностей личности позволяет уточнить способы эффективного психологического воздействия на человека, решающего творческую задачу. Показано, как много в творческой деятельности зависит от степени развития таких качеств личности, как наблюдательность, чувственная восприимчивость, способность к глубокой сосредоточенности, игре воображения и т. п. Обращено внимание и на многогранность интересов — узкая специализация может обернуться дополнительными трудностями в творчестве. Известный советский психолог Б. Г. Ананьев писал: «Если человек с раннего детства развивается только в одном направлении, его талант окажется нестойким и поэтому очень незначительным и быстро истощаемым» [9, с. 130].

Заключительная — четвертая глава книги — прикладная. Здесь модели мира, барьеров, языков мозга, описанные в предыдущих главах, рассматриваются как компоненты современной структуры искусственного интеллекта. С помощью конкретных и практически значимых иллюстративных задач предпринята попытка сделать наглядными некоторые теоретические положения первых глав и показать плодотворность предложенного в этой книге развития общей схемы искусственного интеллекта. Формализованы отдельные стороны свойств и функций моделей, описанных в первой главе и соотносимых с правым и левым полушариями. Показано, как эти модели взаимодействуют в процессе решения конкретных задач и насколько взаимодействие ускоряет и упрощает решение.

Рассмотренные в этой главе задачи относятся к классу имитирующих творческие процессы: распознавание изображений, анализ и синтез музыкальных произведений, ситуационное управление. Однако главными в фокусе нашего внимания оставались способности не систем искусственного интеллекта, а человека. Успехи кибернетики, расширяющиеся перспективы передачи техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций, которые раньше поглощали значительную часть интеллектуальных усилий человека, резко повышают требования к формированию и культивированию его способностей производить такие действия, которые не могут совершаться компьютерами. Поэтому ключевыми выступили проблемы, как добиться того, чтобы человек, используя искусственный интеллект, мыслил лучше, как, используя психологические знания, расширять не только возможности искусственного интеллекта, но и возможности человека.

На рис. 1 представлена общая картина, поясняющая последовательность изложения материала. Схема состоит из трех срезов разного уровня: информационные процессы (а), высшие психические процессы (б) и основные составляющие модели мира (в).

Авторы пользуются случаем, чтобы поблагодарить всех тех, кто разным образом содействовал созреванию этой работы: В. Н. Фомина и Л. М. Веккера за полезное обсуждение теоретических проблем, Л. Н. Эрлбаума и Л. П. Латаша за неизменный интерес и поддержку исследований в избранном направлении, И. Ф. Сидоренко и Р. В. Лазареву за многолетнее сотрудничество и помощь в экспериментальной части работы.

Главы 1, 2, 3 написаны Р. М. Грановской, гл. 4 — И. Я. Березной.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Hosted by uCoz