<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Нужно превращать жизнь в мечту, а мечту в реальность.

Пьер Кюри

А дресатов у этой книги два. Первый — все, кто хочет повысить свой творческий потенциал и расширить возможности своих учеников. Второй — разработчики систем искусственного интеллекта, заинтересованные в совершенствовании структуры и эффективности данных систем. Поэтому, обсуждая результаты и перспективы дальнейшего продвижения по проблемам, затронутым в книге, мы все время ориентируемся на указанные группы читателей.

Первая глава ставила своей целью создание целостного представления о двух языках мозга, моделях мира и механизмах интуиции. Мы полагаем, что по мере накопления опыта и развития функциональной асимметрии полушарий мозга (латерализации) отношение между двумя моделями мира все более следует принципу дополнительности, который в определенном смысле соотносим с принципом дополнительности Бора: некая концепция только тогда весома и правдоподобна, когда сохраняет весомость и значимость также и отрицаемая ею. В этом плане и следует понимать описанное в первой главе взаимодействие полушарий, когда способы восприятия и переработки информации одного из них отрицают способы восприятия и переработки другого и тем самым одно полушарие черпает из внешнего мира сведения иные, чем другое. Отражая и постигая мир разным способом на каждом шаге взаимодействия, полушария углубляют понимание ситуации и тем самым стимулируют новые решения. Классификации людей по преимущественным для них стратегиям восприятия, мышления, переживания и способам реагирования — представляют следствие доминирования тех или иных граней в одной из моделей мира. Важное место в главе занимает следующая позиция: чтобы понять поведение человека и направлять его (или свои) поступки, необходимы сведения об иерархии его мотивов и целей. Недаром современные методы консультирования по профессиональной ориентации опираются больше на структуру целей человека, чем на его способности. Убедительно показано, что результаты, достигаемые человеком на жизненном поприще выше и с его точки зрения и по общественным оценкам, если помогать ему развивать те из его способностей, которые необходимы для реализации его собственных целей, чем если выявлять и использовать врожденные способности и организовывать для него цели извне независимо от его личных интересов.

Развитые в этой главе представления помогают отчетливее осознать разницу между воспитанием и обучением. В первом случае поступающая информация адресуется главным образом к возможностям правой модели мира, и следовательно, в большей мере опирается на подсознание, эмпатию, ситуативно и биографически организованную память, подсознательные идеалы. Во втором случае переработка осуществляется в основном механизмами левой модели, т. е. включает осознанные критерии, социальные нормы, классифицированную память и логическое мышление. Такой взгляд позволяет создать продуктивные программы и организовать воспитание и обучение в соответствии с разными закономерностями двух моделей мира.

Приведенные определения и схемы интуиции до некоторой степени развенчивают устоявшееся представление о ней как о чем-то непостижимом и облегчают переход к содержательным способам развития разных форм интуиции.

Что даст эта глава для специалистов по искусственному интеллекту? Напомним, что на заре развития этой области исследователи были убеждены, что их главная задача — научить компьютер делать то, что могут специалисты — осуществлять доказательства, принимать решения в сложных ситуациях. Разработчики проявляли интерес только к той части архитектуры естественного интеллекта, которая ответственна за реализацию логических, рациональных, дискурсивных операций, как если бы только они и были значимыми элементами психики. Современные исследователи технических систем существенно расширили свои представления о реальной природе человеческого способа решения задач. Они поняли, что мощь естественного интеллекта тесно связана с развитием личных идеалов, иерархии ценностей и особыми способами обработки информации, несопоставимыми с ограниченной значимостью последовательных логических преобразований. Проблемы совершенствования искусственного интеллекта заставляют исследователей повернуться лицом к фундаментальным структурам целеполагания и управляющему влиянию на решение задач.

В этой книге сделана попытка расширить принципиальную схему искусственного интеллекта за счет включения в нее новых блоков. Среди них — блоки целей. В современных интеллектуальных системах обучение уже реализовано за счет накопления их собственного опыта. Оно предполагает продленное хранение части информации, которая вводилась при решении текущей задачи, с учетом ожидаемой ее полезности для последующих задач. Но поскольку объем памяти ограничен, рациональное сохранение сведений, накапливаемых впрок, возможно только после сопоставления их по ряду критериев с иерархией целей системы. В процессе накопления собственного опыта системы критерии оценки правдоподобия, качества решения и его допустимости дополняются и корректируются в целевом блоке. Соотнося этот блок с описанными в книге двумя моделями мира, отметим, что он представлен двумя частями. К правой могут относиться личные критерии, основанные на биографических особенностях данной системы, а к левой — изначально заложенные, обобщенные и социально ориентированные.

Кроме целевых включаются также блоки барьеров и стереотипов, сопоставляющих способы выполнения текущих задач с критериями целевых блоков (осознанных — слева и подсознательных — справа). Они не столько фильтруют поступающую информацию в соответствии с критериями, сколько трансформируют ее, приспосабливая к шкале ценностей. Практически теперь может решаться совсем другая задача и способ ее решения отличается от предполагавшегося первоначально. Воздействие новых блоков вызывает два принципиальных следствия: во-первых, разный «личный» опыт приведет к различным способам решения задач — компьютеры начнут приобретать собственное лицо, и, во-вторых, поскольку они смогут корректировать исходные цели и критерии системы по мере функционирования, их поведение станет все менее предсказуемым. Для понимания их поведения (способов решения задач) потребуются сведения о структуре ограничений самого компьютера и о перечне задач, решенных к этому времени, поскольку и компьютер перестраивается в этом процессе.

Тем самым мы допускаем, что функционирующая система искусственного интеллекта нуждается в особых состояниях для корректировки собственной модели мира. Сопоставляя назначение этих фаз с естественным интеллектом, можно сказать, что системе нужен периодический сон. Такая позиция кажется странной, поскольку большинство людей убеждено, что назначение сна — разрядка напряженности, которая может возникнуть под воздействием личностных конфликтов и проблем, не в полной мере нейтрализуемых психологической защитой. Все это верно, но не исчерпывает влияния сна. Он влияет и на эффективность последующего решения задач. С позиций искусственного интеллекта, актуальной функцией сна представляется анализ накопленной за день информации для определения меры ее новизны, выявление в долговременной памяти информации, ближайшей к хранящейся по некоторым критериям, и включение новой информации на основе признаков, критериев и стратегий каждой модели.

В какие звенья памяти внесены коррективы при поступлении новой информации? Ответ можно получить, просмотрев «сны» системы, т. е. получив на дисплее весь материал, дополняющий и перестраивающий наличную структуру знаний после решения исходной задачи. При таком подходе требуется запрашивать компьютер, закончилось ли дополнение памяти и готов ли он к работе. Иначе неизбежны потери информации. Чтобы предложение не казалось чересчур фантастичным, следует отметить, что уже работают компьютеры, реализующие подобную переработку. Так, в системе RETE [151] используется специальный алгоритм согласования, который предусматривает при дополнении рабочей памяти новой информацией ввод правил, в соответствии с которым она используется.

Следует отметить, что в свете двух разных частей единой модели мира — правой и левой — традиционные блоки (память, оперативная и долговременная, логические преобразователи и т. п.) сохраняют старое понимание только для левой и приобретают новые свойства для правой.

Во второй главе представлена в единстве система и подсознательных барьеров, и осознанных стереотипов, стоящих на пути непредвзятого восприятия и адекватного преобразования новой информации. Представленная в этой главе система барьеров может быть использована в двух сферах. Во-первых, в практической психологии. Сведения о внутренних преградах важны для каждого человека: осознав их влияние, он сможет снизить тормозящее воздействие этих преград и раскрепостить свои мысли и чувства для свободного творческого процесса. Включение сведений о структуре барьеров в педагогический процесс поможет направить усилия воспитателей и преподавателей на конкретную поддержку каждого ученика, продуктивнее строить индивидуальную и групповую работу, эффективнее направлять и стимулировать творческие коллективы.

Другая сфера приложения моделей барьеров — теория и практика экспертных систем. Как сейчас накапливаются необходимые для них знания? Эксперта опрашивает человек, который затем сам (в лучшем случае) кодирует полученные сведения и формирует базу данных. Даже в этом, весьма сокращенном, варианте информация деформируется по крайней мере дважды — системами барьеров эксперта и того, кто его опрашивает. Необходимо снизить потери и повреждения информации на этом пути. Понимание существа и механизмов барьеров, особенностей каждого из них и его места на пути продвижения информации от замысла к исполнению приведет к изменению структуры вопросов для эрудитов или, в идеале, создаст машинные программы опроса, минимизирующие потери информации. В этом случае рекомендации экспертной системы сделали бы явным не только весь осознанный логический процесс получения вывода, но и включали бы часть подсознательно хранимых экспертом сведений.

Третья глава посвящена способам и приемам развития свойств личности, которые способствуют появлению интуитивных решений. Здесь предпринята попытка описания базовых правосторонних операций и некоторых правил получения выводов с их помощью. Ключевым моментом выступают условия опосредованного, осознанного стимулирования подсознательных процессов. Выделены те грани тренировки, которые эффективнее в индивидуальном исполнении для себя самого, дорогого и любимого, и другие, развивающие творческие способности быстрее и продуктивнее в групповом взаимодействии.

В последние годы много внимания уделяется всеобщему обучению программированию. Однако при этом в тени остается важный момент: при взаимодействии с компьютером одновременно необходимо менять и технологию принятия решения, обучать человека приемам мышления не столь жестко скованными нормами и стереотипами, развивать у него образное и модельное мышление. Только в этом случае станут продуктивными приемы профессионального тренинга, стимулирующие интуицию. При этом важно не упустить из виду, что при современном компьютерном обучении нарастает степень формализации мышления. Одним из средств компенсации этого перекоса может служить направленное развитие функций правой модели мира.

В книге сделана попытка построить мост между реальными, осознанными усилиями, доступными человеку при тренировке, и интуицией как чем-то необъяснимым, таинственным и неуправляемым.

Отдаленной, но привлекающей целью служило нам стремление, ослабив многие преграды нашей внутренней жизни, сделать обучение и творчество более доступным, продуктивным и волнующим процессом.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Hosted by uCoz