Логика, как, собственно, и философия, подвержена занятным колебаниям из крайности в крайность. Она была возведена в ранг высшей и законодательной науки только для того, чтобы впоследствии скатиться на примитивный уровень блюстительницы такой формы суждений, как А есть А, и свестись к шпаргалкам схоластов о правилах силлогистики. Сперва она притязает на право устанавливать законы абсолютной структуры вселенной на том основании, что имеет дело с законами мышления, — они же суть законы, в соответствии с которыми Разум построил мир. Затем она ограничивается только претензией на законы правильного обоснования — правильного даже тогда, когда оно не приводит ни к чему фактически истинному, ни к
Логическая теория представляет собой сферу хаоса. В отношении ее предмета, владений и цели особого согласия не достигнуто. Это не просто формальный или номинальный разброд, он отражается на трактовке любого вопроса. Возьмем такой элементарный пример, как природа суждения. Именем почтенного авторитета можно производить любые возможные перестановки в доктрине. Суждение занимает в логике центральное положение, но суждение — отнюдь не логическое явление, а личностное и психологическое. Если оно — логическое явление, то это первичная функция, от которой должны быть производными и понятие, и умозаключение; на самом же деле оно вытекает из них. Выделение в суждении субъекта и предиката считается необходимым, но оно абсолютно не имеет отношения к жизни; или можно сказать так, что, хотя в некоторых случаях их определяют, большого значения они все рано не имеют. Среди тех, кто придерживается мнения, будто субъектно-предикатные отношения существенны, одни полагают, что суждение есть анализ
Покуда логика не является вопросом сколько-нибудь практического значения, подобные противоречия в ней столь многочисленны, столь разнообразны и столь непримиримы, что воистину смехотворны. С тех пор как она становится делом практического характера, эти непоследовательности приходится принимать всерьез. Они указывают на некую глубинную причину интеллектуальных расхождений и неувязок. На самом деле современная логическая теория сама служит той почвой, на которой сходятся и фокусируются все философские разногласия и дискуссии. Так как же отразятся на логике изменения в традиционном понятии об отношении опыта и разума, реального и идеального?
В первую очередь они повлияют на саму природу логики. Если мысль или разум есть средство целенаправленной реконструкции опыта, то логика как понятие о процедуре мышления оказывается уже не чисто формальной. Она не ограничена законами формально-корректного размышления, не имеющего ничего общего с истиной о предмете. С другой стороны, у нее также нет связи с сокровенными мыслительными структурами вселенной, которая была бы присуща логике гегелевского типа; не связана она и с успешными подходами человеческого мышления к этой объективной мыслительной структуре в отличие от логики Лотце [1], Бозанкета [2] и других гносеологических логиков. Если мышление — это путь, способный придать уверенный характер целесообразной реорганизации опыта, то логика и есть проясненная и систематизированная формулировка процедур мышления, которая способна обеспечить желанной реконструкции более экономное и эффективное осуществление. На языке, более понятном учащимся, логика означает науку и искусство одновременно: науку — поскольку она обеспечивает нам системное и испытанное наглядное представление о пути, который реально проходит мысль; искусство — потому что она помогает нам на базе этого представления строить методы, при помощи которых мышление в дальнейшем сможет использовать преимущества действий, ведущих к успеху, и избегать действий, оканчивающихся неудачами.
Таков ответ на вопрос, является ли логика эмпирической или нормативной, психологической или регулятивной. Она всякая. В основе логики — четкая и бесперебойная подача эмпирического материала. Люди мыслили во все века. Они наблюдали, заключали и доказывали всевозможными способами, приходя к всевозможным результатам. Антропология, учение о происхождении мифа, легенды и культа, лингвистика и грамматика, риторика и формально-логическое построение — все это говорит нам о том, как люди мыслили и каковы были цели и следствия различных типов мышления. Психология, экспериментальная и патологическая, внесла немалый вклад в наше знание о том, как протекает и к чему приводит мышление. Хроника становления различных наук предоставляет нам особенно важные сведения о тех конкретных способах исследования и проверки, которые завели человека в тупик и которые, напротив, доказали свою эффективность. В рамках каждой из наук — от математики до истории — можно продемонстрировать типичные ложные методы и типичные действенные методы, примененные ко всем их специальным предметам. Таким образом, перед логической теорией всегда открыто большое, практически неисчерпаемое поле для эмпирического исследования.
Расхожее мнение о том, что опыт лишь показывает нам, как люди мыслили или мыслят, в то время как логика связана с нормами, то есть способами надлежащего мышления, является до смешного нелепым. Как свидетельствует опыт, некоторые виды мышления вообще никуда не ведут или, того хуже, ведут к систематической лжи и заблуждению. Другие ясным образом доказали на опыте свою способность вести к плодотворным и весомым открытиям. Исключительно в опыте разнообразные последствия разнообразных методов исследования и логического рассуждения характеризуются самым убедительным образом. Методично твердить о противоположности между эмпирическим описанием того, что есть, и нормативным понятием о том, как должно быть, — значит попросту отрицать самую удивительную особенность мышления, выявленную эмпирически, а именно — наглядность, с которой в нем обнаруживаются случаи поражения и успеха, иными словами, случаи плохого и хорошего мышления. Каждый, кто по достоинству оценит это явление эмпирической демонстрации, не станет сожалеть о том, что для создания регулятивного искусства данный материал недостаточен. Чем больше внимания мы уделим эмпирическим хроникам действительной мысли, тем более очевидной для нас станет взаимосвязь специфических черт мышления, от которых зависит его поражение либо успех. Из этого отношения причины и следствия, установленного опытным путем, и развиваются нормы и правила искусства мышления.
О математике часто говорят как о примере чисто нормативного мышления, зависимого от априорных канонов и сверхопытного материала. Но едва ли можно представить себе студента, который, не будучи чуждым исторического подхода к вопросам, тем не менее не пришел бы к выводу, что у математики такой же эмпирический статус, как у металлургии. Люди стали считать и измерять вещи, одновременно начав их плющить и обжигать. Основательно закрепляясь в народной речи, одно вело к другому. Некоторые способы счета оказались успешными, и не только в непосредственно практическом смысле, но и в том смысле, что они были интересными, привлекали внимание, побуждали к попыткам усовершенствовать их. Специалист по математической логике сегодня волен втолковывать нам, будто вся структура математики в одно мгновение родилась из мозга Зевса [3], а анатомией этого мозга была чистая логика. Но, как бы то ни было, сама данная структура является продуктом долгого исторического развития, на протяжении которого реализовывались разные виды опыта и одни люди продвигались в одном направлении, а другие — в другом; и одни попытки и процедуры вели к неопределенности, а другие — к триумфальной ясности и плодотворному развитию; эта структура есть продукт истории, в которой предмет и методы постоянно подвергались отбору и проработке, критерием которых была эмпирическая эффективность либо несостоятельность.
Структура пресловутой нормативной, априорной математики на самом деле представляет собой венец многовекового и многотрудного опыта. Металлург, заинтересованный в том, чтобы работать с золотом наиболее высокоразвитым способом, разумеется, не прибегнет ни к какому иному. Он тоже будет отбирать, шлифовать и упорядочивать способы действия, которые в прошлом уже доказали свою способность вести к максимальным достижениям. Логика имеет величайшее человеческое значение именно потому, что она вытекает из опыта и находит экспериментальное применение. При подобном подходе проблема логической теории оказывается не чем иным, как проблемой возможности развития и использования разумного метода в исследованиях, способствующих всесторонне продуманной реконструкции опыта. Поэтому, добавив, что поскольку подобная логика разрабатывалась в связи с математикой и физическими науками, то в вопросах нравственных и политических нам предстоит еще долгий поиск интеллектуальной методики, логики, мы просто в более конкретной форме выразим то же самое, о чем до сих пор говорили в общем.
Итак, приняв без возражений такую идею логики, перейдем к рассмотрению одной из главных ее черт. В первую очередь следует сказать, что сами истоки мышления обязывают логику к тому, чтобы служить методом разумного руководства опытом. Всему, что уже говорилось об опыте как сфере прежде всего поведения, сфере сенсорно-моторной, отвечает и тот факт, что мышление берет начало в особых конфликтных моментах опыта, порождающих замешательство и проблемы. В нормальном состоянии люди не мыслят, если им не надо справляться с проблемами, преодолевать
Однако мышление — не единственный способ искать персональный выход из трудностей. Как мы уже убедились, мечты, помыслы, эмоциональные идеализации — это пути, которые избирают люди, когда они не хотят, чтобы их настигла волна неурядиц и конфликтов. Согласно современной психологии, многие системные заблуждения и психические нарушения, а возможно и истерия как таковая, зарождаются как механизмы обретения свободы от проблемных, конфликтных ситуаций. В свете подобного рода соображений более отчетливыми становятся те черты мышления, которые существенным образом характеризуют его как способ реакции на затруднение. Скорые «решения», о которых шла речь, не освобождают человека от конфликтов и проблем; они освобождают его только от ощущения их. Они прячут его сознание от этих проблем.
Поэтому первая отличительная характеристика мышления заключается в том, что оно исходит из фактов, является исследованием, быстрым и широким «охватом» реальности, наблюдением. Ничто не причинило большего вреда успешному ходу такого смелого начинания, как мышление (и логике, которая отражает и формулирует ход этого начинания), чем привычка считать наблюдение
Изоляция мышления от контакта с фактами играет на руку такому способу наблюдения, который состоит в простом накоплении зримых фактов, старательно погружается только в детали, но никогда не исследует их значения и последствий, то есть является довольно безопасным занятием, поскольку в ходе его никогда не становится виден тот вклад, который могли бы внести обозреваемые факты в планы по изменению ситуации. Мышление, являющееся методом реконструкции опыта, напротив, основывается на наблюдении фактов как неотъемлемой ступени в определении проблем, выявлении трудностей, форсировании определенного — взамен простого безотчетно-интуитивного — понимания существа проблем и их средоточия. Наблюдение не бесцельно, не беспорядочно, не хаотично, а целенаправленно, специфично и ограничено характером исследуемой проблемы. Цель его состоит в таком прояснении хаотичной и запутанной ситуации, за которым могло бы последовать предложение разумных способов ее разрешения. Бывает, что человек науки наблюдает за
Поэтому особое и полное наблюдение за конкретными фактами всегда есть взаимодействие не только со смыслом проблемы или затруднения, но и с неким неясным смыслом последствий трудности, то есть того, что она несет в себе или означает для дальнейшего опыта. Это своего рода предвосхищение или прогноз того, что еще только будет происходить. Мы вполне обоснованно толкуем порой о неминуемых неприятностях, и, наблюдая знаки того, что представляют собой эти неприятности, мы одновременно предчувствуем, предсказываем, короче говоря, формируем понятие, идею о них, все четче осознаем, что они значат. Если неприятность не только неизбежна, но уже абсолютно актуальна, действительна, то мы пребываем в полнейшем унынии. Нам тогда не до размышлений, и мы отдаемся на волю депрессии. Проблемы, заставляющие думать, — это проблемы из числа нереализованных и становящихся, в данном случае то, что мы уже застаем существующим и что может использоваться только как знак, по которому мы вольны определять, что именно нам угрожает. В процессе осмысленного наблюдения мы в одно и то же время, скажем так, стремимся понимать и понимаем. Мы на страже того, что все еще только может случиться. Любопытство, исследование, узнавание поистине в равной степени направлены и на то, что уже произошло, и на то, что собирается произойти в свою очередь. Осмысленный интерес к первому связан с возможностью получить свидетельства, индикаторы, симптомы приближения второго. Наблюдение — это диагностика, а диагностика предполагает заинтересованность в предвидении и подготовке. Оно заранее мобилизует нашу способность реагирования, чтобы ничто не застигло нас врасплох.
То, чего еще нет в наличии, то, что только предвидится и может последовать из другого, наблюдению недоступно. Его статус — это не статус факта,
В более специальном контексте не мешало бы рассмотреть, как эта логическая сопряженность наблюдаемых фактов и прогностических идей или значений может повлиять на понимание традиционных философских проблем и загадок, включая проблему субъекта и предиката в суждении, объекта и субъекта в познании, «реального» и «идеального» в целом. Но в настоящий момент мы вынуждены ограничиться подчеркиванием того, что данное понятие о соотносительности происхождения и роли наблюдаемого факта и
Таким образом, способ действия, модель реакции, направленные на достижение определенного результата, — то есть позволяющие кузнецу придать определенную форму расплавленному металлу, врачу — лечить пациента так, чтоб обеспечить его выздоровление, ученому-экспериментатору — делать выводы о том, что будет происходить во всех подобных ситуациях, — ввиду специфики обстоятельств, остаются пробными и неокончательными до тех пор, пока не будут проверены своими последствиями. Далее мы рассмотрим, каково значение данного факта для теории истины. А пока достаточно отметить, что понятия, теории, системы, вне зависимости от того, насколько хорошо они проработаны и внутренне согласованы, должны считаться не более чем гипотезами. В них следует видеть основания для действий, в ходе которых они будут опробованы, но отнюдь не нечто самодостаточное. Осознав справедливость данного положения, мы изгоним из нашего мира строгие догмы. Мы тем самым признаем, что понятия, теории и мыслительные системы всегда открыты развитию, которое стимулируется их применением. Мы тогда прочнее усвоим урок, состоящий в необходимости столь же неустанно быть готовыми к тому, чтобы увидеть приметы грядущих событий, на основании которых можно будет менять эти события, сколь и к возможности принять их такими, как есть. Понятия, теории, системы — это инструменты. Их ценность, как ценность любых инструментов, заключена не в них самих, а в их способности к работе, выявляемой в последствиях их применения.
Тем не менее исследование протекает свободно только в том случае, когда познавательный интерес настолько высоко развит, что он несет в себе и нечто стоящее для самого мышления, нечто вроде его собственного эстетического и морального интереса. Именно потому, что знание не замкнуто на самом себе и не окончательно, а имеет инструментальное значение для реконструкции обстоятельств, всегда есть опасность, что оно станет следовать неким неистинным целям или предубеждениям. Полноценная рефлексия в этом случае не нужна, ее приходится ограничивать. Обязанная увенчаться
Поэтому, если исследование не заинтересованно и беспристрастно, это вовсе не означает, что знание безответственно и замкнуто на самом себе. Это лишь означает, что у него нет никакой особенной цели, заранее заданной таким образом, чтобы отныне подспудно присутствовать в актах наблюдения, формирования понятий и прикладной деятельности. Исследование тем самым получает свободу. У него есть стимул затрагивать каждый факт, важный для выявления
Ровно в той степени, в какой мышление больше не стеснено целями, закрепленными социальной нормой, возрастает общественное разделение труда. В жизни некоторых людей исследование становится доминирующим занятием. Однако данный факт только поверхностным образом подтверждает идею о том, что теория и знание — это цели-в-себе. Они, к слову сказать, являются целью-в-себе лишь для этих немногих людей. Но эти люди есть зеркало общественного разделения труда; и их специализацию можно принять всерьез только в том случае, если ничто не мешает им сотрудничать с людьми других профессий, если они чувствительны к проблемам других и делятся с ними своими результатами, способствуя более широкому их применению на практике. Когда подобные социальные связи между людьми, профессионально занимающимися познавательной деятельностью, предаются забвению, а классы становятся обособленными, исследование утрачивает всякие стимул и цель. Оно деградирует в бесплодную узкую специализацию — разновидность интеллектуального труда, осуществляемого социально невменяемыми людьми. Его мелочные достижения, накапливаясь, получают имя науки, после чего происходит заумная диалектическая разработка системы. Позднее данное занятие «рационализируют», горделиво называя его служением истине во несомненное ее благо. Но стоит науке вернуться на истинный путь, как все это сметается на обочину и забывается. Тотчас обнаруживается, что это была всего лишь забава тщеславных и безответственных личностей. Единственной гарантией беспристрастного, незаинтересованного исследования может служить социальная чуткость исследователя к потребностям и проблемам тех, кто с ним солидарен.
Поскольку инструментальная теория только способствует глубокой привлекательности непредвзятого и бескорыстного исследования, то в ней вопреки впечатлениям некоторых ее критиков большое значение придается аппарату дедукции. Ведь странно думать, что если
Такая дедуктивная наука, как математика, является примером совершенствования метода. Тот факт, что метод должен казаться заинтересованным в нем людям некой самодостаточной целью, не более удивителен, чем то, что для создания каждого инструмента нужен свой специфический труд. Редко одни и те же люди изобретают и совершенствуют инструмент, а потом применяют его. Между физическим инструментарием и интеллектуальным есть, конечно, одно разительное отличие. Разработка последнего существенно отстает от непосредственного, видимого применения. Художественный интерес к совершенствованию метода ради метода бывает очень силен — средства, характерные для какой-нибудь цивилизации, порой становятся образцами высокого искусства. Но с практической точки зрения это отличие свидетельствует о том, что преимущество, или инструментальный успех, — на стороне интеллектуального метода. Именно потому, что он формируется без
Выражаясь языком более точным, абстракция необходима в том случае, когда плоды одного опыта предполагается использовать в ходе другого. Всякий конкретный опыт уникален в своей тотальности; он один такой, неповторимый. Взятый в своей чистой конкретности, он не дает никаких инструкций, ни на что не проливает свет. То, что мы называем абстракцией, означает, что мы выделяем из опыта некоторую его фазу, имея в виду ту помощь, которую она может оказать в постижении
Абстракцию и обобщение всегда принимали за родственные понятия. Можно сказать, что это отрицательные и положительные аспекты одной и той же функции. Абстракция предоставляет свободу
Прагматическая ценность организации столь заметно усиливается в условиях современной жизни, что вы вряд ли сочтете необходимым задерживать свое внимание на инструментальном значении классификации и систематизации. Когда наличие фиксированных типов качества перестало быть высшим объектом знания, классификацию принялись часто толковать — особенно это касается эмпирической школы — как исключительно логический инструмент. Для запоминания и сообщения было удобно пользоваться словами, в которых суммируется множество частностей. Предполагалось, что классы существуют только в сфере речи. Позднее идеи были признаны своего рода tertium quid [5] между вещами и словами. Классам позволили существовать только в сознании как чисто психическим сущностям. В этом отчетливо проявился критический характер эмпиризма. Приписывать классам
До этого момента номинализм и концептуализм — теория, согласно которой виды существуют только в словах либо в идеях, — находились на верном пути. Он подчеркивал телеологический характер систем и классификаций, то, что они существуют ради экономии и эффективности в достижении целей. Но эта истина была извращена до ложного мнения, потому что активная, или деятельная, сторона опыта данной теорией игнорировалась.
У конкретных вещей есть свой образ действия — у них столько образов действия, сколько способов взаимодействия с другими вещами. Одна и та же вещь в присутствии
Тем не менее поистине объективный стандарт пригодности всех специальных классификаций существует. Одна классификация помогает столяру достичь своей цели, а другая может в то же самое время мешать ему. Одна классификация будет способствовать тому, чтобы ботаник плодотворно исполнил свою исследовательскую работу, а другая станет тормозить его и запутывать. Поэтому телеологическая теория классификации не обязывает нас считать классы чисто вербальными или чисто ментальными образованиями. Организация в любом виде ремесла, включая ремесло научное, точно так же не просто номинальна или идеальна, как в сфере торговли или железных дорог. Необходимость достичь некоторой цели определяет объективные критерии организации. Вещи должны быть отсортированы и упорядочены таким образом, чтобы их объединение обеспечило успешные шаги к целям. Удобство, экономия и эффективность суть основы классификации, но данные факторы не сводятся к элементам вербального общения людей и не просто присутствуют в сознании; они касаются объективного действия и должны иметь силу в окружающем мире.
В то же время классификация не является простой копией или дубликатом
У нас осталось совсем мало времени на то, чтобы поговорить о воззрениях на природу истины, связанных с экспериментальным и функциональным типами логики. Но сожалеть здесь не о чем, так как эти воззрения целиком и полностью являются следствием из понимания природы мышления и идей. Если эта природа понимается правильно, то концепция истины естественным образом складывается сама. Если это понимание неверно, то и всякая попытка представить теорию истины будет обречена на то, чтобы не иметь никакого толка, а сама теория истины — чтобы казаться надуманной и абсурдной. Если идеи, значения, концепции, понятия, теории, системы служат инструментами активного переустройства заданной внешней среды, устранения
Ценность данной концепции истины столь всецело зависит от правильности первичной точки зрения на мышление, что более целесообразно рассмотреть, почему ее воспринимают как оскорбление, чем объяснить ее внутреннюю логику. Частичным объяснением того, почему данную концепцию нашли настолько неприемлемой, без сомнения, служит ее новизна и
Отвлекаясь от таких довольно поверхностных ложных истолкований, мы обнаруживаем основное, как я полагаю, препятствие к восприятию данного представления об истине, заключенное в наследстве классической традиции, которое уже слишком прочно внедрилось в человеческое сознание. Совершенно сообразно тому, как существование было разделено на две сферы — высшую сферу безупречного бытия и низшую сферу видимой, феноменальной, неполноценной реальности, — истина и ложность тоже стали рассматриваться как неизменные, законченные, статичные свойства собственно вещей. Верховная реальность есть подлинное бытие, низшая и несовершенная реальность есть ложное бытие. Последнее выдвигает необоснованные претензии на статус более высокой реальности. Оно обманчиво, вероломно и по самой природе своей не достойно доверия и надежды. Верования якобы ложны не потому, что сбивают нас с толку; сами по себе они не есть ошибочные способы мышления. Они ложны потому, что допускают существование ложных сущностей и адресуются им. Другие же представления истинны именно оттого, что имеют дело как раз с истинным бытием — с полной и абсолютной реальностью. Такое представление заложено в подсознании любого, кто хотя бы косвенно усвоил античную и средневековую традицию. Прагматическая концепция истины бросает радикальный вызов подобным взглядам, и невозможность примирения или компромисса, я думаю, и служит причиной шока, произведенного новой теорией.
Эта противоположность, однако, в равной степени сообщает важность новой теории и вызывает бессознательное нежелание ее принимать. Итогом старой концепции практически явилось отождествление истины с авторитетной догмой. Общество, которое превыше всего боготворит порядок и находит всякий рост травматичным, а изменение вредоносным, непременно озаботится поиском фиксированного свода верховных истин, на который оно могло бы положиться. Оно обращается в прошлое, к