В целом влияние изменений в методах научного мышления на нравственные идеи очевидно. Блага, цели становятся многообразными. Правила смягчаются до принципов, а принципы превращаются в способы понимания. У древних греков этическая теория началась с попытки найти регулятор образа поведения, так как последнее должно не просто основываться на обычае, а иметь разумные базис и цель. Но к разуму как заменителю обычая перешло и обязательство такового, состоящее в том, чтобы обеспечивать человеку столь же незыблемые объекты и законы. С тех пор этическая теория всегда пребывала в своеобразной гипнотической одержимости понятием о том, что ее задача состоит в открытии неких конечных целей или благ либо некоего абсолютного и верховного закона. Это общий элемент всего разнообразия подобных теорий. Одни полагали, что такой целью является верность или повиновение высшей силе либо авторитету, и в чем только они ни видели выражения этого высшего принципа: то в Божественной воле, то в воле светского властителя, то в поддержке институтов, воплощающих цели высочайших инстанций, то в разумном понимании долга. В этом теориям позволялось разниться друг от друга, поскольку был один пункт, в котором они абсолютно сходились: это положение о том, что источник закона един и абсолютен. Другие утверждали, что нельзя сводить мораль к покорности законодательной силе и что ее следует искать в сфере целей, являющихся благими.
Тогда возникает вопрос: может быть, чтобы найти выход из данной неопределенности и противоречий, нам следует вернуться к самим корням проблемы и поставить под сомнение этот общий для всех школ элемент? Не является ли вера в единственное, конечное и абсолютное (что бы под ним ни понималось — благо или всесильный закон) интеллектуальным продуктом той феодальной организации, которая уже изживает себя исторически, а также того представления о связном, упорядоченном космосе, где покой превыше движения, которое и вовсе исчезло из естественных наук? Мы не раз высказывали предположение, согласно которому своей нынешней ограниченностью интеллектуальная реконструкция обязана тому факту, что ее задачи еще не прилагались всерьез к сфере нравственных и общественных дисциплин. Так, может быть, ее дальнейшие приложения требуют от нас именно того, чтобы мы поспешили поверить в многообразие изменчивости, движения, индивидуализированных целей и благ, а также в то, что принципы, критерии, законы суть интеллектуальные инструменты, необходимые для анализа индивидуальных, уникальных ситуаций?
Безапелляционное заявление о том, что всякая моральная ситуация есть уникальная ситуация, которой соответствует определенное незаменимое благо, на первый взгляд может показаться не просто безапелляционным, но и абсурдным. Ведь, как учит общепринятая традиция, именно ввиду нерегулярности специфических случаев и возникает потребность во власти универсалий над поведением; и суть добродетельного нрава заключается в готовности подвергнуть всякий особенный случай суду с точки зрения неизменного принципа. А из этого вытекает, что, напротив, постановка всеобщей цели или закона в зависимость от конкретной ситуации ведет к полнейшей путанице и беспредельной распущенности. Давайте, однако, последуем прагматическому правилу и, чтобы выявить значение этой идеи, подумаем о ее последствиях. Как мы с удивлением обнаружим, первостепенная значимость уникального и нравственно абсолютного характера конкретной ситуации состоит в том, что вся тяжесть и бремя нравственности в ней ложатся на интеллект. Ответственность при этом никак не страдает; напротив, нам становится яснее, в чем она состоит. Нравственная ситуация — это ситуация, в которой суждение и выбор должны предварять прямое действие. Практическое значение ситуации, или, что то же самое, действие, требуемое для ее разрешения, не является самоочевидным. Его необходимо искать. Есть конфликтующие желания, есть альтернативные и несомненные виды блага. Все, что здесь требуется, — это избрать надлежащий способ действия, надлежащее благо. Итак, предмет исследования уточняется: надо детально обозреть, как построена ситуация; проанализировать ее разнообразные факторы; прояснить, что именно является невразумительным; не доверять тому, что более всего бросается в глаза и отвлекает внимание; рассмотреть последствия самых различных способов действия, которые только приходят в голову; считать достигнутое решение гипотетическим или пробным до тех пор, пока предвидимые или предполагаемые последствия,
Стоит еще раз отметить, что основополагающим моментом здесь в конечном счете является все то же самое, что мы уже прояснили на примере физического исследования. Там нам тоже слишком долго казалось, что добиться рациональной обоснованности и наглядности знания мы сумеем только в том случае, если начнем с универсальных понятий и подведем под них все особые ситуации. Люди, впервые применившие те методы исследования, которые сегодня уже повсеместно признаны, в свое время были совершенно чистосердечно объявлены ниспровергателями истин и врагами науки. И если в конце концов они выиграли, то это лишь потому, что, как уже было подчеркнуто, метод универсалий поддерживал предрассудки и санкционированные идеи, получившие распространение независимо от степени доказательности, в то время как перенос изначальных и конечных акцентов на индивидуальные случаи послужил стимулом для кропотливого исследования фактов и испытания принципов. В итоге потерю вечных истин более чем сполна компенсировал прирост обыденных фактов. Утрата системы высших и неизменных дефиниций и видов также с лихвой была восполнена растущей системой гипотез и законов, применяемых для классификации фактов. Так что в конце концов мы ратуем лишь за укоренение в сфере моральной рефлексии той же логики, которая уже доказала свою способность строго, веско и плодотворно облекать в суждения физические феномены. Причины наших забот все те же. Старый метод, несмотря на всю его связь с номинальным и эстетическим культом разума, расхолодил и изнежил разум, поскольку препятствовал проведению скрупулезного и настойчивого исследования.
Скажем более определенно: как только бременем нравственной жизни становится не обязанность следовать правилам или стремиться к незыблемым целям, а необходимость выявлять болезни, требующие конкретного лечения в каждом конкретном случае, и создавать планы и методы взаимодействия с ними, то исчезают причины,
А между тем специфические дилеммы морали, требующие помощи разума, так и остаются непроясненными. Мы не можем желать или обретать здоровье, богатство, ученость, справедливость или доброту вообще. Действие всегда особо, конкретно, индивидуально, уникально. Следовательно, и суждения для надлежащих действий должны быть такими же специфичными. Сказать, что человек ищет здоровья или справедливости, — значит сказать, что он просто хочет жить здраво или справедливо. Это понятия признанные, как «истинно», «верно». Они видоизменяют действия в каждом конкретном случае. Каким образом можно жить здраво или справедливо — это вопрос, который каждый человек понимает
Тем не менее общие понятия здоровья, недуга, справедливости, художественной культуры чрезвычайно важны, однако не потому, что тот или иной случай мы можем исчерпывающе отнести к одной такой рубрике, отказывая ему в чертах специфических, а потому, что наука обобщений позволяет человеку — и врачу, и художнику, и гражданину — ставить необходимые вопросы, делать необходимые исследования и помогает ему понять значение того, что он видит. Именно от той степени, в какой врач в своей деятельности подобен художнику, зависит, насколько полно он использует свою науку, какой бы пространной или точной она ни была, для того, чтобы определиться с инструментами исследования, подходящими к индивидуальному случаю, а также с методами прогноза того, каким методом в свою очередь следует справиться с ним. Сколь бы ни были велики его познания, но ровно в той мере, в какой он строго подводит определенный случай под некую классификацию болезней и некую общую схему лечения, он опускается на уровень простого мастерового. Его интеллект, его действия становятся жесткими, догматичными, а должны были бы быть гибкими и свободными.
Нравственные блата и цели существуют только там, где необходимо
Мораль — это не каталог мер или свод правил, которым надо следовать так же, как инструкциям аптекаря или кулинарным рецептам. Потребность в морали есть потребность в специфических методах исследования и приспособления к ситуации. Речь идет о методах исследования, позволяющих определить локализацию трудностей и зол; о методах приспособления, позволяющих строить планы, которые в качестве рабочих гипотез будут использованы для их разрешения. Прагматическое значение логики индивидуальных ситуаций, у каждой из которых свои неповторимые благо и принцип, заключается в переключении интересов теории, озабоченной общими понятиями, на проблему выработки действенных методов исследования.
Особо следует сказать о двух этических эффектах величайшего значения. Вера в неизменные ценности привела к разделению целей на имманентные и инструментальные — на те, подлинная ценность которых заключена в них самих, и те, которые важны лишь как средства, ведущие к имманентным целям. Немудрено, что проведение такого различия нередко принимается за само начало мудрости, нравственной проницательности. Это различие кажется интересным и вполне безобидным с точки зрения диалектики. Но его воплощение на практике имеет поистине трагические последствия. В прошлом оно служило источником и оправданием жесткого и решительного разграничения идеальных благ, с одной стороны, и материальных — с другой. В настоящее же время деятели, считающие себя либералами, понимают внутреннее благо скорее как по сути своей эстетическое, нежели как исключительный объект религиозной веры либо интеллектуального созерцания. Но последствия здесь те же. Так называемые внутренние блага, будь они религиозные либо эстетические, совершенно расходятся с теми интересами повседневного существования, которые в силу своего постоянства и актуальности составляют предмет основных забот огромной людской массы. Аристотель использовал это деление для обоснования своего тезиса о том, что рабы и работники, несмотря на их необходимость для государства, для общего блага, не являются составляющими последнего [5]. То, чему отводится всего лишь инструментальная роль, должно походить на изнурительный труд; оно не способно снискать интеллектуальное, художественное либо нравственное внимание и уважение. Все, в чем усматривают недостаток внутренней ценности, оказывается и вовсе нестоящим. Поэтому люди с «идеальными» интересами в основном избрали путь отказа и уклонения от «низменных» целей. От их актуальности и давления они загородились щитом из любезных им условностей либо отвели им место в жизни низшего класса смертных, чтобы немногим свободным было легче достичь тех благ, которые реально или внутренне
Вряд ли
Другой коренной перелом заключается в том, чтобы раз и навсегда отказаться от традиционного разграничения между моральными благами — такими, как добродетели, — и естественными благами — такими, как здоровье, экономическая стабильность, искусство, наука и тому подобное. Обсуждаемая нами точка зрения — не единственная позиция, порицающая это строгое разделение и стремящаяся к его устранению. Некоторые школы зашли так далеко, что даже стали считать моральные успехи и черты характера ценными лишь в той мере, в какой они способствуют достижению естественных благ. С позиций же экспериментальной логики, перенесенной в сферу морали, положительное значение всякого качества определяется его вкладом в облегчение бремени наличных проблем. Тем самым экспериментальная логика усиливает нравственное звучание наук о природе. Если в русле критики сегодняшней социальной ущербности уже сказано и сделано все, что следовало сказать и сделать, то настало время поинтересоваться, не лежит ли корень этих трудностей в разделении естественных и моральных наук. Когда физика, химия, биология, медицина внесут свой вклад в определение конкретных человеческих бед, а также в выработку планов по их устранению и облегчению человеческой участи, они станут нравственными науками, станут принадлежностью механизма этического исследования или науки. Последняя в свою очередь утратит налет дидактики и педантизма — свой чрезмерно морализаторский и менторский тон. Она лишится расплывчатости и назойливости, равно как и неопределенности. Она выберет себе средства поэффективнее. Но этот выбор отразится не только на науке о нравственности. Естественные науки аннулируют свой разрыв со всем человеческим; они сами станут человечными по существу. Это — качество, которого следует добиваться не
Когда все сознание науки напитается сознанием человеческой ценности, тот величайший дуализм, под грузом которого сегодня сгибается человечество, — пресловутый раскол между материальным, механическим, научным и моральным и идеальным — будет разрушен. Человеческие силы, неуверенные в себе вследствие такой разобщенности, будут объединены и умножены. До тех пор, пока цели не рассматриваются как индивидуально привязанные к особым нуждам и возможностям, сознание привычно довольствуется абстракциями, а для морального или социального применения естественных наук и исторических данных недостает адекватного стимула. Но если наше внимание концентрируется на разнообразных частностях, то непременно возникает необходимость обратиться к интеллектуальному материалу, способному прояснить конкретные ситуации. В то же самое время, когда мораль оказывается в фокусе осмысления, интеллектуальная сфера обретает моральный характер. Трениям и напрасным конфликтам между натурализмом и гуманизмом приходит конец.
Мы можем развить эти общие соображения следующим образом.
Во вторую очередь следует отметить, что всякий случай, требующий нравственного действия, обретает моральную важность и актуальность, равно присущую любому другому подобному случаю. Если нужды и недостатки специфической ситуации диктуют, что целью и благом на данном этапе должно являться улучшение здоровья, то в рамках этой ситуации мы будем считать здоровье благом абсолютным и наивысшим. Здесь оно не есть средство для достижения
И третий результат, который мы видим, — это подрыв корней фарисейства. Мы так привыкли расшифровывать фарисейство как сознательное лицемерие, что нас уже не заботят его интеллектуальные предпосылки. Концепция, согласно которой цели действия нужно формировать, исходя из обстоятельств наличной ситуации, не станет предлагать один и тот же критерий суждения для всех случаев. Если одним из факторов ситуации является человек с соответствующей умственной подготовкой и богатым арсеналом ресурсов, то мы вправе ждать большего, чем в ситуации с человеком неразвитого ума и недостаточного опыта. Нам будет совершенно очевидна нелепость применения того же стандарта морального суждения к диким людям, что и к цивилизованным. О любом индивиде или группе следует судить не по тому, насколько им удается достичь
Связь данной идеи с проблемой зла и противоположностью оптимизма и пессимизма слишком огромна, чтобы обсуждать ее здесь, но, возможно, стоит коснуться ее хотя бы поверхностно. Проблема зла перестает быть исключительно теологической и метафизической и воспринимается отныне как практическая проблема уменьшения, смягчения и, насколько это вообще возможно, устранения всяких зол жизни. Философия более не обязана искать оригинальные методы доказательства того, что зло есть чистая видимость, что оно не реально, или разрабатывать схемы для его оправдания либо, хуже того, обоснования его правоты. Теперь она берет на себя иное обязательство: вносить, пусть робко, свою долю в создание методов, которые помогут нам вскрывать причины человеческих несчастий. Пессимизм — это доктрина парализующая. Заявлением о том, что мир есть сплошное зло, он сводит на нет все наши усилия по поиску преодолимых причин конкретного зла и тем самым на корню пресекает любую попытку сделать мир лучше и счастливее. Однако и тотальный оптимизм как следствие стараний по оправданию зла представляет собой не меньшее исчадие ада.
В конце концов оптимизм, согласно которому наличный мир уже есть самый лучший из всех возможных миров, можно истолковать как наиболее циничный вид пессимизма. Если это лучший из возможных миров, то как бы тогда выглядел мир, в корне скверный? Мелиоризм [6], стремление к совершенствованию — это убеждение в том, что особые условия, существующие в данный момент, будь они относительно хороши или относительно плохи, в любом случае подлежат улучшению. Он вдохновляет разум на изучение положительных средств достижения блага и препятствий для его осуществления, а также на умножение стараний по созданию лучших условий. Он рождает иную уверенность и более оправданные надежды, чем это делает оптимизм. Ведь предпосылка оптимизма, согласно которой благо будто бы уже реализовано в абсолютной реальности, чревата тем, что мы можем неверно истолковывать зло конкретное, существующее. Оптимизм с чрезвычайной готовностью избирают в качестве своего кредо те, кто живет комфортно, без напряжения, те, кто успешно добивается всех наград этого мира. Люди, исповедующие оптимизм, с чрезвычайной легкостью становятся черствы и невосприимчивы к страданиям людей менее удачливых или с готовностью списывают причины чужих несчастий на личные недостатки тех, с кем они происходят. Тем самым оптимизм оказывается ничем не лучше пессимизма — несмотря на то, что, по определению, они абсолютно противоположны, — поскольку точно так же притупляет в нас способность к сочувственному пониманию и осмысленным попыткам изменения мира. Он манит нас из мира относительности и изменчивости в тишь да гладь абсолютного и вечного.
Значение многих перемен в моральной позиции сосредоточено в идее счастья. Счастье нередко становилось для моралистов объектом презрения, хотя даже наибольшие аскеты среди моралистов, как правило, воссоздавали идею счастья под именем
В целом именно утилитаризм обозначил лучший способ перехода от классической теории целей и благ к той, которая больше соответствует нашему времени. Утилитаризм имел определенные заслуги. Он настаивал на отказе от туманных обобщений и возврате к особенному и конкретному. Он поставил закон в зависимость от человеческих свершений, а не человечество в зависимость от внешнего закона. Он учил, что институты созданы для человека, а не человек для институтов; он активно подготавливал все аспекты реформы. Он сделал нравственное благо естественным, гуманным, сопряженным с естественными благами жизни. Он выступил против всякой неземной и прочей глобальной морали. Более того, благодаря ему в нашем воображении прижилась идея о социальном благополучии как высшем универсальном критерии. Однако в основных своих пунктах он еще находился под колоссальным влиянием старых стилей мышления. Он никогда не ставил под вопрос идею неизменной, окончательной и высшей цели и только сомневался в верности текущих представлений о ней. В конце концов он протащил на позиции незыблемой цели удовольствие и полнейшую из возможных совокупностей такового.
В свете такой точки зрения конкретные виды деятельности и специальные интересы трактуются как значимые сами по себе либо как компоненты счастья, но в любом случае как средства достижения отнюдь не в них самих заключенного удовольствия. Приверженцы старой традиции могли, таким образом, запросто обвинить утилитаризм в превращении не только добродетели, но и искусства, поэзии, религии и самого государства во всего лишь вспомогательные средства для испытания чувственных удовольствий. Удовольствие признавалось итогом, результатом, ценным само по себе, независимо от активных процессов, которые приводят к нему; счастье было обладанием, успокоением на достигнутом. Приобретательские инстинкты человека преувеличивались к ущербу для творческих. Производство становилось важным не в силу собственной ценности изобретения нового и преобразования мира, а в силу объективных результатов, дающих пищу для удовольствия. Подобно любой теории, устанавливающей неизменные и конечные цели, утилитаризм, для которого цели также пассивны и притягательны, трактует все активные операции как чистые инструменты. Труд превращается в неизбежное зло, которое необходимо минимизировать. Главной практической ценностью оказывается стабильность обладания. Материальный комфорт и легкость жизни ставятся много выше страданий и рисков экспериментального творчества.
Подобные недостатки в неких воображаемых условиях могли бы остаться сугубо теоретическими. Но настроения того времени и интересы людей, пропагандировавших идеи утилитарного толка, сделали эти идеи социально опасными. Несмотря на то что новые взгляды могли противостоять старым видам общественных зол, это учение включало в себя элементы, чреватые новыми социальными несправедливостями либо непосредственно содействующие их возникновению. О реформаторских попытках утилитаристов свидетельствовала критика ими тех зол, которые достались обществу в наследство от классовой системы феодализма, — зол экономических, юридических и политических. Но новый экономический порядок капитализма, шедший на смену феодальному, нес с собой новые социальные проблемы и недуги, и некоторые из этих недугов утилитаристы были склонны покрывать и отстаивать. В свете сегодняшних непомерных стремлений к богатству и тем удовольствиям, которые обеспечивает богатство, их акцент на одержимость удовольствиями приобретает совершенно непривлекательный вид.
Хотя утилитаризм не являлся активной поддержкой нового экономического материализма, он не располагал и
Если мы добавим несколько слов по теме образования, то только для того, чтобы подкрепить наше предположение о том, что образовательный процесс по сути полностью совпадает с моральным, так как последний состоит в непрерывном развитии опыта от худшего к лучшему. Образование традиционно рассматривалось как подготовка, как обучение, знакомство с определенными вещами, поскольку они пригодятся впоследствии. Цель далека, а образование состоит в обретении готовности, оно предваряет нечто более важное, обещающее случиться позднее. Детство — это только подготовка к взрослой жизни, а взрослая жизнь — подготовка к жизни иной. В образовании всегда было значимым будущее и никогда настоящее: приобретение знания и навыков для будущего применения и удовольствия; формирование привычек, которых от нас потом потребуют бизнес, добропорядочное гражданство и занятия наукой. Образование считается также
Две эти идеи, всеми принимаемые, но редко удостаиваемые серьезного осмысления, идут вразрез с той концепцией, согласно которой прирост или непрестанная реконструкция опыта является нашей единственной целью. Если человек, в каком бы он ни был периоде жизни, всегда находится в процессе развития, то образование, за исключением своих промежуточных результатов, вовсе не служит подготовкой к
Распространенное представление о контрасте между периодом образования, соответствующим возрасту социальной зависимости, и периодом зрелости, то есть социальной независимости, является пагубным. Мы без конца повторяем, что человек есть общественное животное, а затем ограничиваем значение этого положения сферой, в которой социальность как раз наименее очевидна, — политикой. Подлинной сердцевиной человеческой социальности является образование. Идея образования как подготовки и идея зрелости как фиксированного предела роста — это две стороны одного и того же пагубного заблуждения. Если нравственная задача взрослого, равно как и юного, человека состоит в росте и развитии опыта, то уроки, которые преподает социальная зависимость и взаимозависимость, важны для взрослого в той же степени, что и для ребенка. Нравственная независимость взрослого равнозначна прекращению роста, изоляция от других равнозначна очерствению души. Мы преувеличиваем интеллектуальную зависимость детства и слишком крепко держим детей на привязи, а впоследствии преувеличиваем независимость взрослой жизни от тесных контактов и человеческого общения. Признав, что нравственные процессы идентичны процессам конкретного роста, мы увидим, что осмысленное и правильное образование детей есть самое экономичное и эффективное средство общественного прогресса и реорганизации; нам также станет очевидным, что критерием ценности всех институтов взрослой жизни является то, как они способствуют дальнейшему, не прекращающемуся образованию. Власть, бизнес, искусство, религия — все социальные институты имеют свое значение, цель. Их цель состоит в освобождении и развитии индивидуальных человеческих способностей без учета расового, полового, классового или экономического статуса человека. И это согласно с тем утверждением, что их ценность зависит от того, дают ли они каждой личности такое образование, которое полностью отвечает ее возможностям. У демократии много значений, но если у нее есть и нравственное значение, то искать его нужно в решении, согласно которому высшим тестом для всех политических институтов и производственных формирований будет их вклад во всестороннее развитие каждого члена общества.